Арбитражная практика

Решение от 22 марта 2012 года № А63-137/2012. По делу А63-137/2012. Ставропольский край.

Решение

г. Ставрополь Дело № А63-137/2012

22 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Русановой *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воропиновым *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская, ОГРН 1042600041802,

к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская

о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю № 98 от 30.09.2011,

при участии представителя администрации Герцевой *.*. по доверенности от 27.02.2012, представителя управления Воблова *.*. по доверенности от 19.01.2012 № 03/338,

Установил:



Администрация предгорного муниципального района Ставропольского края (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление) о признании незаконным и отмене решения от 30.09.2011 № 98 о признании ее нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская, в отношении которого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю составлен акт проверки.

В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что действия, повлекшие нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ совершены Управлением имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее – Управление имущественных и земельных отношений), о чем свидетельствует акт № 138 от 02.06.2011 и вынесенные по акту проверки решения управления. Указывает, что Управление имущественных и земельных отношений осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, утвержденным Постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02 марта 2011 года, (свидетельство о государственной регистрации № 1042600042539), согласно которому оно является юридическим лицом и обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, в том числе на представительство в суде и других инстанциях, при проведении аукциона Управление имущественных и земельных отношений исполняло функции уполномоченного органа.

Представитель администрации полностью поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении.

Управление требования администрации не признало, считает оспариваемое Решение законным и обоснованным, в отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указывает, на то, что Управление имущественных и земельных отношений является структурным подразделением администрации; полномочия администрации по управлению, распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в соответствии с порядком, определенным советом района, и в случаях, предусмотренных законодательством, иными земельными участками, предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, заключению договоров купли-продажи и аренды земельных участков установлены пунктом 3.3.3 Положения об администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденного Решением Совета Предгорного муниципального района от 26.04.2011 № 22; при установленной вине в нарушениях антимонопольного законодательства администра Ф.И.О.

Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве, просит суд отказать администрации в удовлетворении требований.

Управление имущественных и земельных отношений представителя в судебное заседание не направило, просит суд разрешить спор по существу в отсутствие представителя, в отзыве на заявление просит суд удовлетворить заявление администрации.

Ходатайство третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд считает необходимым удовлетворить и разрешить спор в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

2 июня 2011 года управлением была проведена плановая проверка органов местного самоуправления Предгорного муниципального района на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен акт проверки № 138.



В ходе анализа реестра муниципального имущества Предгорного района Ставропольского края (Решение Совета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 24.12.2010 № 58) и реестра договоров аренды и договоров безвозмездного пользования, было установлено, что договоры аренды муниципального имущества заключаются по итогам торгов (конкурсов или аукционов) или в порядке предусмотренном статьями 17.1. и 53 Федерального закона № 135-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона № 135 13 договоров аренды муниципального имущества заключено с субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок без проведения конкурсов и аукционов.

Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, Решением совета Предгорного муниципального района от 25 декабря 2009 года № 70 « О регулировании отношений по сдаче в аренду и в безвозмездное пользование недвижимого имущества находящегося в муниципальной собственности Предгорного муниципального района», Решением совета Предгорного муниципального района от 24 июня 2011 года № 29 «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления в аренду и в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденное Решением совета от 25 декабря 2009 года № 70».

Однако в ходе анализа документации по проведенным торгам (конкурсам или аукционам) на право заключения договоров аренды нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности было установлено, что информационные сообщения о проведении торгов на заключение договоров аренды муниципального имущества публикуются с нарушением антимонопольного законодательства:

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 2.02.2011 (по итогам торгов заключен договор № 6 на сдачу в аренду нежилых помещений от 03.03.2011 и договор № 7/67 на сдачу в аренду нежилых помещений от 03.03.2011);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 13.03. 2011 (по итогам торгов заключены договоры № 6 аренды нежилого помещения от 12.04.2010 и № 7 аренды нежилого помещения от 12.04.2010);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 31.03.2010 (по итогам торгов заключены договоры № 15 аренды нежилого помещения от 04.05.2010, № 12 аренды нежилого помещения от 04.05.2010, № 13 аренды нежилого помещения от 04.05.2010);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 16.10.2010 (по итогам торгов заключен договор № 27 на сдачу в аренду нежилого помещения от 12.11.2010);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 10.07.2010 (по итогам торгов заключен договор № 20 на сдачу в аренду нежилого помещения от 09.08.2010);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 30.03.2011 (по итогам торгов заключен договор № 16 аренды нежилого помещения от 03.05.2011);

Информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества опубликованное в газете «Искра» от 09.02.2011 (по итогам торгов заключается договор, находится в регистрационной палате).

В вышеуказанных информационных извещениях было установлен ряд нарушений требований приказа № 67 от 10.02.2011, а именно:

информационное сообщение о проведении торгов размещено только в печатном издании (информации на официальном сайте торгов и не размещалась) (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67);

информационное сообщение размещено менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67);

в информационном сообщении не указан порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети “Интернет“, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена (нарушение пункта 105 раздела XVI приказа № 67);

информационное сообщение не содержит указания целевого назначения муниципального имущества, права на которое передаются по договору (нарушение пункта 103 раздела XVI приказа № 67).

Нарушения зафиксированы в акте № 138 от 02.06.2011.

В акте проверки имеется вывод, в котором указано, что в действиях Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края усматриваются нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.

По результатам рассмотрения акта проверки управлением было в отношении администрации возбуждено дело № 98 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.

По итогам рассмотрения дела управление вынесло Решение № 98 от 30.09.2011 о признании администрации нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ и выдало предписание № 56 от 30.09.2011 об устранении антимонопольного законодательства с указанием на необходимость соблюдения при проведении аукционов норм действующего законодательства.

Не согласившись с вынесенным Решением, администрация обратилась в суд с требованием о признании его недействительным.

Как следует из материалов дела, в том числе из акта проверки № 138 от 02.06.2011 в 2011 году администрацией принято пять распоряжений о проведении аукционов по продаже права аренды на земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства; для сельскохозяйственного производства, которые состоятся до конца первого полугодия 2011 года: № 117-р от 25.04.2011, № 118-р от 25 апреля 2011, № 120-р от 25.04.2011, № 119-р от 25.04.2011.

Распоряжения помимо указания в пункте 1 на необходимость проведения аукциона в последующих пунктах содержат следующую информацию: пункт 2. Управлению имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края:

Разработать и утвердить документацию об аукционе, которая обязательном порядке содержать следующие сведения:

Наименование органа местного самоуправления, принявшего Решение о проведении аукциона, реквизиты указанного решения, наименование организатора аукциона.

Форму подачи предложении о размере арендной платы.

Предмет аукциона, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях и ограничениях использования земельного участка, кадастровом номере, категории и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, инструкцию по ее заполнению, перечень документов и предложений, прилагаемых к заявке.

Порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе.

Срок принятия решения об отказе в проведении аукциона.

Начальный размер арендной платы, определяемый на основании отчета независимого оценщика. Величину повышения арендной платы («шаг аукциона»).

Размер задатка, срок, порядок внесения задатка и возврата задатка, реквизиты счета для перечисления задатка.

Место, день и время определения участников аукциона.

Место, дата, время и порядок проведения аукциона.

Проект договора аренды земельного участка, сведения о сроке аренды земельного участка.

Срок в течение, которого победитель аукциона должен подписать договор аренды.

Дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности.

Опубликовать в общественно-политической газете Предгорного района «Искра» и разместить на официальном сайте Предгорного муниципального района Ставропольского края в сети «Интернет» извещение о проведении аукциона и информацию о результатах аукциона.

Обеспечить выполнение функций организатора аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 (в ред. от 29.12.2008) и Постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 17.06.2008 № 1194.

В соответствии с пунктами 103, 104, 105 раздела XVI приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов В форме конкурса» - извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного Правилами размещения на официальном сайте торгов.

В извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения:

наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;

место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;

целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;

начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;

срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети “Интернет“, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;

требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка;

срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона;

указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае проведения аукциона в отношении имущества, предусмотренного Законом.

Как следует из материалов дела, вынесенных управлением по материалам проверки, оформленной актом № 138 от 02.06.2011, распоряжения администрации соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные Решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться Решением о создании такого уполномоченного органа.

Уполномоченным органом проводить спорные аукционы и исполнять функции организатора аукционов, определено Управление имущественных и земельных отношений.

Из материалов проверки следует, что во исполнение распоряжений администрации Управлением имущественных и земельных отношений опубликованы информационные сообщения о проведении торгов на заключение договоров аренды муниципального имущества, которые были опубликованы с нарушением антимонопольного законодательства, в информационных извещениях было установлены нарушения требований приказа № 67 от 10.02.2011.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, запрещается.

Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В данном случае запрещенные пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия произведены Управлением имущественных отношений (уполномоченным органом), а не заказчиком (администрацией).

При рассмотрении дела № 98 антимонопольным органом не были выяснены полномочия администрации и Управления имущественных и земельных отношений.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением администрации Предгорного муниципального района № 275 от 02 марта 2011 года, (свидетельство о государственной регистрации № 1042600042539) Управление имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края является юридическим лицом и обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством РФ для юридических лиц, в том числе на представительство в суде и других инстанциях.

В соответствии с пунктом 2 раздела 3.5 вышеназванного Положения Управление имущественных и земельных отношений организует и проводит работу по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях администрации отсутствуют нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, такие нарушения допущены Управлением имущественных отношений, что также подтверждается заключением в акте № 138 от 02.06.2011 и других решения управления, вынесенных по результатам проверки, оформленной актом № 138 от 02.06.2011.

При наличии у лиц оснований считать, что ненормативные акты не соответствуют законодательству и нарушают его законные права и интересы, они вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Пунктом 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, Решение, Постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

При этом под ненормативным актом следует понимать юридически властное волеизъявление государственного или иного органа, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него возникновение, изменение, или прекращение прав и обязанностей, рассчитанное на однократное применение.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 200 АПК РФ, арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, Решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Суд Установил наличие обозначенной совокупности обстоятельств.

Оспариваемое Решение вынесено в отношении ненадлежащего юридического лица и нарушает права администрации в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным Решение № 98 от 30.09.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья *.*. Русанова