Арбитражная практика

Решение от 04 апреля 2012 года № А79-5533/2012. По делу А79-5533/2012. Чувашская Республика.

Решение

г. Чебоксары

Дело № А79-5533/2012

04 апреля 2012 года

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. д. Старые Чукалы Шемуршинского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,

при участии: представителя заявителя – главного государственного инспектора Ушейкиной *.*. , по доверенности от 31.12.2011 №01-18/3665,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Так, по результатам плановой документарной проверки выявлено, что индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодического медицинского осмотра водителя Тимурзина, отсутствуют сведения о наличии водительского удостоверения соответствующей категории для допуска к перевозке пассажиров на автобусе водителя Тимурзина.

Кроме этого, в ходе проверки индивидуальным предпринимателем не представлены сведения о прохождении государственного технического осмотра автобуса с государственным регистрационным знаком А 780 ОУ 21 RUS, не представлена документации по организации хранения, выдаче и учету билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом.



Индивидуальным предпринимателем не организована стажировка водителя Тимурзина, не проводятся ежемесячные сверки с Госавтоинспекцией и нарушениях Правил дорожного движения и о допущенных дорожно-транспортных происшествиях, отсутствует журнал учета ДТП. Не проводятся инструктажи по безопасности дорожного движения, поскольку журнал учета инструктажей не оформлен. Не представлен журнал регистрации путевых листов, отсутствуют инструкции по БДД.

По указанным обстоятельствам 06.03.2012 должностным лицом УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора с участием индивидуального предпринимателя Чамеева *.*. составлен протокол № 000098 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель Управления в судебном заседании требования о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Чамеева *.*. поддержала.

Указывает, что в протоколе от 06.03.2012 № 000098 неправильно указаны в качестве нарушений лицензионных требований и условий не представление информации о прохождении курсов обучения и аттестации по БД и по программе КПОПАТ.

Индивидуальный предприниматель Чамеев *.*. в предварительное судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе об административном правонарушении от 06.03.2012 № 000098, с выявленными нарушениями Чамеев *.*. согласен. Письменным заявлением от 06.03.2012 индивидуальный предприниматель Чамеев *.*. просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В порядке части 4 статьи 137 и статей 123 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить дело по существу в отсутствие неявившегося участника процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения представителя заявителя, проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Чамеев *.*. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и внесен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республики в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 308213214000012.

На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 04.02.2010 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011375.

На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 25.01.2012 № 96/л проведена плановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Чамеева *.*. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий. По её результатам составлены акт проверки от 05.03.2012 и протокол от 06.03.2012 № 000098 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.



Указанной нормой предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона и пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:

соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании части 1 статьи 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Кроме этого в пункте 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, указано, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Вместе с тем, индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не представлены сведения о прохождении государственного технического осмотра автобуса с государственным регистрационным знаком А 780 ОУ 21 RUS.

В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).

Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.

В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.

Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.

Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.

Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.

В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.

При этом исходя из пункта 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2004 № 6015), частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

В нарушение указанных правовых норм индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не представлены доказательства прохождения периодического медицинского освидетельствования водителем Тимурзиным.

Пунктом 2.3.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 № 554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности.

Статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливаются виды категорий транспортных средств, на право управления которыми водители обязаны иметь соответствующие водительские удостоверения.

Вместе с тем индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не представлены сведения о наличии водительского удостоверения соответствующей категории для допуска к перевозке пассажиров на автобусе водителя Тимурзина.

В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, составляет не более трех в зависимости от категории водителя и типа маршрута.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (пункт 3.2.4).

Индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не представлены доказательства прохождения водителем Тимурзиным стажировки под руководством водителя – наставника при приеме на работу.

Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.

В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не организовано проведение ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашии о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях водителями индивидуального предпринимателя Правил дорожного движения, что необходимо в целях анализа и устранения причин ДТП и нарушений ПДД.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный.

Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается (пункт 1.3 Положения). Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия (пункт 1.4 Положения).

Вместе с тем, индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не представлены доказательства проведения инструктажа водителей по безопасности дорожного движения (предрейсовый, первичный, специальный). Журнал учета инструктажей водиетелй по БДД не оформлен, инструкции по БДД, необходимые для проведения инструктажей, отсутствуют.

Кроме этого, в нарушение пункта 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12414) индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. не ведется журнал регистрации путевых листов.

На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Чамеев *.*. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Чамеевым *.*. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Чамеева *.*. к административной ответственности и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Чамеева *.*. к административной ответственности, заявителем не допущено.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 12.08.1985 года рождения, уроженца д. Старые Чукалы Шемуршинского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: д. Старые Чукалы Шемуршинского района Чувашской Республики, ул. Пионерская, дом 18, фактически проживающего в г. Чебоксары, Эгерский бульвар, дом 3, кв. 132 (ОГРН 308213214000012, ИНН – 211701129408), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:

наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья *.*. Михайлов