Арбитражная практика

Решение от 01 марта 2011 года . Решение от 01 марта 2011 года. Республика Башкортостан.

Судья Верховного суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Сулейманове С.В.,

в отсутствие иностранной гражданки Гильмутдиновой Ф.Р. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство, содержащейся в Центре временного содержания иностранных граждан при УВД по г.Уфа РБ по адресу: г.Уфа, ул.Гурьевская, 41 В, извещенной надлежащим образом судебным извещением № ... от 21.02.2011г.,

с участием представителя Управления Федеральной миграционной службы России по РБ Жданова И.М. по доверенности №6 от 11.01.2011г.,

рассмотрев жалобу Гильмутдиновой Ф.Р. на Постановление Чекмагушевского районного суда РБ от 13.01.2011г., которым:

Гильмутдинова Ф.Р., ... года рождения, уроженка и гражданка Республики ... -

подвергнута за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, до исполнения постановления суда содержится в Центре временного содержания иностранных граждан при УВД по г.Уфа РБ по адресу: г.Уфа, ул.Гурьевская, 41 В,

Установила:

Протоколом об административном правонарушении от 13.01.2011г. правомочного должностного лица – старшего инспектора ОУФМС в Чекмагушевском районе Кадыровой Н.А. в отношении иностранной гражданки Гильмутдиновой Ф.Р. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, за нарушение с 03 января 2011г. режима пребывания, выразившееся в ее пребывании на территории Российской Федерации в ... районе Республики Башкортостан с...., ул...., д.... кв.... без постановки на миграционный учет, уклонении от выезда по истечении срока пребывания, пребывании в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России.

Постановлением суда иностранная гражданка Ф.И.О. по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, уклонении от выезда по истечении срока пребывания, пребывании в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России.

Не соглашаясь с Постановлением суда, Гильмутдинова обжаловала его в Верховный суд РБ, указывая, что паспортный стол ... района не хотел заниматься ее законными правами, просрочили все сроки, не стали делать паспорт, когда документы все были в порядке. В 2008 году получила разРешение на временное проживание на три года с 11.03.2008г. по 11.03.2011г., зарегистрирована по адресу: с...., ул...., д.... кв..... 16.01.2008г. получила свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ с присвоением ИНН, страховое свидетельство ОПС РФ. В настоящее время срок действия паспорта Республики ... истек. В ... у нее никого нет, а в Башкортостане есть родственники отца и матери. Все вещи и документы находятся у родственников в с.... и д.....



Изучив материалы дела, выслушав возражения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по РБ Жданова И.М., обсудив доводы жалобы и возражений, нахожу Постановление суда подлежащим изменению в части исключения дополнительного наказания в виде выдворения.

Статьей 18.8 ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Как следует и подтверждено материалами дела, гражданка Республики ... Гильмутдинова прибыла в Россию 14.01.2008г., была зарегистрирована по месту жительства у принимающей стороны – родственника З.Ф.Г. по адресу с...., ул...., д.... кв.... с 27.05.2008г. до 03.01.2011г. (л.д.15). 11 марта 2008г. ей выдано разРешение на временное проживание до 03.01.2011г.

Срок действия разрешения на временное проживание, выданное УФМС России по РБ 11.03.2008г., истек 03.01.2011г. (л.д.15).

После 03.01.2011г. на миграционном учете Гильмутдинова не состоит. Родственник З.Ф.Г. умер 27 марта 2008г., его супруга З.М.Н. отказывает Гильмутдиновой в постановке на миграционный учет по месту своего жительства.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Гильмутдинова в период действия временного разрешения на проживание относилась к категории иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, как лицо, получившее разРешение на временное проживание.

Согласно п.3 ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ прекращение у иностранного гражданина права на временное проживание в Российской Федерации является основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.

По истечении срока действия временного разрешения Гильмутдинова относится к категории иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, которые согласно ст.ст.7, 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 №109-ФЗ подлежат учету по месту пребывания и обязаны в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Случаев, освобождающих Гильмутдинову от выполнения данной обязанности, указанной в п.2 ст.20 закона, не имеется.

Протоколом об административном правонарушении от 13.01.2011г. Гильмутдинова зафиксирована пребывающей в ... районе РБ, с...., ул...., д.... кв...., где она с 03 января 2011г. на миграционном учете не состоит, нарушая режим пребывания.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан“).



Срок действия паспорта гражданина Республики ... Гильмутдиновой установлен до 04.01.2011г. (л.д.13). Срок действия удостоверения личности, выданного Гильмутдиновой Министерством юстиции Республики ..., с 25.12.2007г. по 03.01.2011г. (л.д.14).

Таким образом, Гильмутдинова с 03 января 2011г. пребывает на территории России в отсутствие документов, подтверждающих право на ее пребывание, на миграционном учете не состоит, уклоняется от выезда за пределы России, чем нарушен режим пребывания. Меры к предупреждению сложившейся противоправной ситуации заблаговременно не предпринимала.

По истечении с 03 января 2011г. разрешенного срока временного проживания на территории России Гильмутдинова территорию РФ не покинула, уклоняясь от выезда, продолжая проживать на территории РФ по указанному адресу вне миграционного учета.

Обстоятельства нарушения режима пребывания подтверждаются объяснениями Гильмутдиновой при составлении протокола об административном правонарушении, что она прибыла в Россию в 2008 году, встала на учет, 11.03.2008г. получила документы на временное проживание сроком до 03.01.2011г. На дату составления протокола об административном правонарушении действие разрешения на временное проживание и регистрация закончились. Аналогичные показания даны ею в суде при рассмотрении дела и в настоящей жалобе не оспариваются.

Доводы жалобы о нарушении закона со стороны сотрудников ОУФМС, по вине которых, по мнению заявителя, она оказалась в настоящей ситуации, которые якобы намерены избавиться от нее, оставив без средств к существованию, необоснованны. Данных о нарушении со стороны сотрудников ОУФМС требований закона в отношении Гильмутдиновой, не имеется. Она по собственной инициативе не приняла заблаговременно меры к получению документов, удостоверяющих личность, продлению разрешения на временное проживание на территории России, за весь период не приняла меры к получению разрешения на работу и трудоустройству.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действия Гильмутдиновой правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Однако с назначением судом Гильмутдиновой дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ, применение которого суд мотивировал злостностью совершенного правонарушения, согласиться нельзя.

Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания в Российской Федерации должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с международно-правовыми предписаниями каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешател Ф.И.О. и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Применение выдворения должно исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением Гильмутдиновой административного правонарушения, ее незаконное нахождение на территории Российской Федерации, следовало оценить в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Как следует из материалов дела, режим пребывания Гильмутдиновой нарушен с 03 января 2011г., выявлено правонарушение 13.01.2011г., в этот же день составлен протокол об административном правонарушении, рассмотрено дело, и она помещена в Центр временного содержания иностранных граждан при УВД по г.Уфа РБ. Обстоятельства и характер правонарушения не свидетельствует о его злостности.

Исходя из указанных положений, полагаю, необходимости применения к Гильмутдиновой административного выдворения за пределы Российской Федерации, как единственно возможного способа достижения целей административного наказания (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), не установлено, что исключает назначение ей дополнительного административного наказания в виде выдворения. Полагаю, что в данном конкретном случае его применение в отношении Гильмутдиновой преждевременным и несоразмерным совершенному правонарушению.

Решение о выдворении может н Ф.И.О. жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не оправдано крайней социальной необходимостью и не соответствует правомерной цели.

Порядок и срок давности привлечения судом заявителя к административной ответственности соблюдены. Дело рассмотрено с участием Гильмутдиновой.

При составлении протокола об административном правонарушении ей были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, от которых она отказалась, об обеспечении которыми не ходатайствовала, что зафиксировано ее подписями.

Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

Решила:

Постановление Чекмагушевского районного суда РБ от 13.01.2011г. в отношении Гильмутдиновой Ф.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, изменить, исключить из постановления указание на ее выдворение за пределы Российской Федерации.

В остальном Постановление суда оставить без изменения, жалобу – удовлетворить частично.

Решение направить в ЦСИГ при УВД по г.Уфа, расположенному по адресу: г.Уфа, улица Гурьевская, 41 В для исполнения и вручения его копии Гильмутдиновой Ф.Р. под расписку.

Об исполнении сообщить Чекмагушевскому районному суду РБ.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного суда РБ или его заместители.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка судья Фархутдинов Р.Г. дело № ...9