Арбитражная практика

О предоставлении жилья детям-сиротам. Определение от 07 апреля 2011 года. Республика Башкортостан.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Тазетдиновой *.*.

судей Васильевой *.*. и Нурисламова *.*.

при секретаре Набиеве *.*.

рассмотрела в судебном заседании 07 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Правительства РБ на Решение Бураевского районного суда РБ от 26 января 2011 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении иска прокурора Бураевского района РБ в защиту интересов Башаровой *.*. к администрации Бураевского района РБ о признании бездействия в части не обеспечения жилым помещением Башарову *.*. и возложении обязанности предоставить Башаровой *.*. жилое помещение по договору социального найма.

Признать бездействие Правительства РБ в части не обеспечения жилым помещением сироты Башаровой *.*.
незаконным.

Обязать Правительство РБ предоставить Башаровой *.*. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в Бураевском районе РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Заслушав доклад судьи Нурисламова *.*., Судебная коллегия

Установила:

Прокурор Бураевского района РБ обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ Башарова *.*. принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и согласно действующего законодательства ей должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 г., то есть не более 33 кв.м.

Судом иск удовлетворен в части.

Не соглашаясь с Решением суда, Правительство Республики Башкортостан в кассационной жалобе просит его отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, возложена на администрации муниципального района и городских округов.

Проверив материалы дела и Решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Калеевой *.*., представляющей интересы Правительства РБ, поддержавшей доводы жалобы, а также объяснения Зинатуллиной *.*., представляющей интересы администрации МР Бураевский район РБ, о законности решения суда, Судебная коллегия находит Решение суда законным и обоснованным.

Как установлено судом и следует из свидетельства о рождении серии VIII-АР «...» Башарова *.*. родилась «...» года в
д.«...» БАССР, её родители: отец – Башаров *.*., мать – Башарова *.*. (л.д.61)

«...»

Согласно постановления исполнительного комитета Совета народных депутатов Бураевского района БАССР от «...» года за «...» опекуном Башаровой *.*. назначена Башарова *.*. (л.д.65).

Согласно сведений Управления Федеральной регистрационной службы по РБ от «...» года, «...» года, справки БТИ Янаульского межрайонного филиала ГУП ЦУИОН РБ от «...» года Башарова *.*. не имеет никакого жилого помещения, принадлежащей ей на праве собственности (л.д.66-69).

На основании постановления главы Администрации муниципального района Бураевский район РБ «...» от «...» года Башарова *.*. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Однако до настоящего времени, в нарушение действующего законодательства РБ ей жилое помещение не предоставлено.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

Распоряжением Администрации МР Бураевский район РБ «...» от «...» года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.43).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1,
подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Пунктом 2 приведенного постановления Правительства Республики Башкортостан, установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется на счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.19 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами
местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на администрацию Бураевского района РБ не может быть возложена обязанность по предоставлению Башаровой *.*. жилого помещения вне очереди.

В силу приведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению Башаровой *.*. жилого помещения во внеочередном порядке должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах, с доводами жалобы о незаконности решения суда согласиться нельзя. Суд правильно Определил юридически значимые обстоятельства, исследованным доказательствам дал надлежащую оценку, подробно изложенную в мотивировочной части решения, которая соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Судебная коллегия оснований для переоценки имеющихся по делу доказательств, а также нарушений гражданско-процессуальных норм или неправильное применение норм материального права, влекущих отмену или изменение решения по делу, не
усматривает, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

Определила:

Решение Бураевского районного суда РБ от 26 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий: *.*. Тазетдинова

Судьи: *.*. Васильева

*.*. Нурисламов

Справка: судья *.*. Манапов