Арбитражная практика

Определение от 09 ноября 2010 года . Определение от 09 ноября 2010 года. Республика Башкортостан.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Габитовой А.М.

судей Гареева Р.Г., Мухаметовой Н.М.

при секретаре Салимове И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2010 года

гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального района Илишевский район РБ

на Решение Илишевского районного суда РБ от 24 июня 2010 года,

которым постановлено:

Иск прокурора Илишевского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Рсаевский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Рсаевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

заслушав доклад судьи Верховного суда РБ Гареева Р.Г., Судебная коллегия

Установила:

ПрокурорИлишевского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц кАдминистрации сельского поселения Рсаевский сельсовет муниципального района Илишевский район РБ и Администрации муниципального района Илишевскийрайон РБ о признании бездействия незаконным, ссылаясь на то, что прокуратурой Илишевского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении органами местного самоуправления функций по сбору и вывозу отходов, содержанию объектов размещения отходов. В ходе проверки установлено, что на территории СП Рсаевский сельсоветMPИлишевскийрайон имеется два объекта размещения отходов, расположенных в селе Рсаево.

Проведенной проверкой установлено, что в населенных пунктах СП Рсаевский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и, вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза твердых бытовых отходов в жилом секторе. Лицензия на осуществление деятельности по сбору бытовых отходови мусора не получена либо не заключены договора с организациями, имеющими лицензию на право обращения с отходами. В нарушение п.2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. №16) санитарно-эпидемиологическое заключение Ф.И.О. земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует.

Администрацией MP Илишевскийрайон не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, земельные участки под размещение полигонов ТБО не отведены.

Судом вынесено вышеприведенное Решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального района Илишевский район РБ ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что суд неправильно истолковал термин полномочие, подразумевая под этим только обязанность, суд не учел, что Администрация района организовала утилизацию и переработку бытовых отходов и вывоз мусора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора ивывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходамиотносится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращений с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 74 ч. 1 ст.1 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходовI - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходовV класса опасности).

Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления» предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Бытовые отходы и мусор, вывозимые ответчиком относятся к IV классу опасности, поскольку они не подтверждены экспериментальными методами, осуществляемыми в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Пунктом 4 Критерий отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 25.06.2001 №511 установлено, что в случае отнесения производителями отходов расчетным методом к V - му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V - го класса опасности экспериментальным методом, отход может быть отнесен к IV - му классу опасности.

Довод кассационной жалобы об отсутствии у органов местного самоуправления в сфере организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора подлежащим лицензированию противоречит вышеуказанным нормам.

Судом установлено, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся не территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Из договора № аренды муниципального имущества муниципального района Илишевскийрайон РБ, находящегося в казне района, без права выкупа, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией MP Илишевскийрайон в лице председателя Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Илишевскомурайону Г и ООО «...», следует, что имущество передается арендатору для самостоятельного использования в целях обеспечения вывоза и утилизации бытовых отходовфизических лиц и юридических лиц сел Нижнеяркеево и Верхнеярекево.

Доказательств организации утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории Рсаевский сельсовет, не представлено.

Таким образом, постановленное по данному делу Решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, так как не содержат доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 362 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для отмены обжалуемого решения суда в кассационном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

Определила:

Решение Илишевскогорайонного суда РБ от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Илишевскийрайон РБ - без удовлетворения.

Председательствующий: А.М. Габитова

Судьи: Р.Г. Гареев

Н.М. Мухаметова