Арбитражная практика

О признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. Определение от 31 августа 2010 года. Республика Башкортостан.

Верховный Суд Республики Башкортостан

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа 31 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Усмановой Р.Р.,

судей Киньягуловой Т.М. и Хасановой Р.Т.,

при секретаре Гаиткуловой Ф.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации муниципального района Илишевский район РБ на Решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2010 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Илишевского района Республики Башкортостан удовлетворить;

обязать Администрацию сельского поселения Дюмеевский сельский совет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;

обязать администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Дюмеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан,

заслушав доклад судьи Хасановой Р.Т.,

Установила:

Прокурор Илишевского района Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации Сельского поселения Дюмеевский сельсовет МР Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, мотивируя тем, что прокуратурой Илишевского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования при осуществлении органами местного самоуправления функций по сбору и вывозу отходов, содержанию объектов размещения отходов. В населенных пунктах СП Дюмеевский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза твердых бытовых отходов в жилом секторе. Лицензия на осуществление деятельности по сбору бытовых отходов и мусора не получена либо не заключены договоры с организациями, имеющими лицензию на право обращения с отходами. В нарушение п.2.2 Санитарных правил СП

2 -

2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001г. № 16) санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует. Прокурор Илишевского района просит обязать администрацию сельского поселения Дюмеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан организовать на территории сельского поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, администрацию сельского поселения Дюмеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан обязать организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Дюмеевский сельсовет.



Судом вынесено приведенное выше Решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района Илишевский район РБ просит Решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2010 года отменить и дело производством прекратить ввиду его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Из материалов дела следует, что Администрацией муниципального района Илишевский район не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами. Земельные участки под размещение полигонов ТБО не отведены. Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию,

3 - обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращений с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. 74 ч. 1 ст.1 7 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Бытовые отходы и мусор, вывозимые ответчиком, относятся к IV классу опасности, поскольку они не подтверждены экспериментальными методами, осуществляемыми в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Пунктом 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 25.06.2001 №511 установлено, что в случае отнесения производителями отходов расчетным методом к V классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом, отходы могут быть отнесены к IV классу опасности.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что деятельность органов местного самоуправления в сфере организации сбора



4 - и вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора подлежит лицензированию, и указанные требования ответчиками не исполняются.

Суду не представлены доказательства об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Дюмеевский сельсовет Администрацией муниципального района Илишевский район.

В соответствии с подп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подп.14 п.1 ст.15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, несостоятелен довод жалобы о том, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация утилизации и переработки бытовых отходов являются не обязанностью сельских поселений и муниципального района, они отнесены к вопросам местного значения сельского поселения и муниципального района, то есть к полномочию указанных органов. А полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не являются их обязанностью, а являются только их правом.

Согласно ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд первой инстанции, принимая Решение об удовлетворении исковых требований прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан и Администрации Сельского поселения Дюмеевский сельсовет Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, верно Определил обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами, дал надлежащую оценку и вынес Решение в соответствии с требованиями закона, а равно оно согласно ст.361 ГПК Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

5 -

При таких обстоятельствах судебная коллегия нарушений гражданско-процессуальных норм или неправильного применения норм материального права, влекущих отмену или изменение решения по делу, не усматривает, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не находит.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ,

Определила:

Решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 5 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального района Илишевский район – без удовлетворения.

Председательствующий судья Р.Р.Усманова

судья Т.М.Киньягулова

судья Р.Т.Хасанова

справка: судья Миннебаева Л.Я.