Арбитражная практика

Решение от 18 апреля 2012 года № А65-140/2012. По делу А65-140/2012. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации Решение г. Казань Дело №А65-140/2012

18 апреля 2012 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хасанова *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яхиным *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан», г. Казань к Индивидуальному предпринимателю Исаевой Гульн г. Казань о взыскании штрафа в размере 1.039 руб. 20 коп.,



при участии:

от заявителя – не явился,

от ответчика – не явился,

Установил:

Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе г. Казани Республики Татарстан», г. Казань (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Исаевой Гульн г. Казань (далее – ответчик) о взыскании штрафа в размере 1.039 руб. 20 коп.

Определением суда от 07.03.2012 принято уточнение наименование ответчика, согласно которому заявитель просил считать в качестве ответчика Сабирзянову Гульн

Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, представил реестры об отправке, которое приобщено к материалам дела.

Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Дело рассмотрено согласно ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как видно из представленных документов, ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон №27-ФЗ) в нарушение установленного срока (01.03.2011) не были представлены сведения о застрахованных лицах за 2010 год (сумма начисленных страховых взносов составляет 10.392 руб.).



Установленный Федеральным законом №27-ФЗ срок представления указанных сведений истек 01.03.2011.

Факт непредставления указанных сведений нашел свое отражение в акте №2705 от 30.05.2011.

На основании материалов проверки заявителем было вынесено Решение №2705 от 29.06.2011 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, установленной п.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10% причитающихся платежей в Пенсионный фонд за отчетный период в сумме 1.039 руб. 20 коп.

На уплату штрафа ответчику было направлено требование №2705 от 21.07.2011.

Поскольку ответчик сумму штрафных санкций в добровольном порядке не уплатил, то заявитель обратился в суд за их принудительным взысканием.

Рассмотрев представленные по делу документы, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Между тем, в соответствии с абз.1 ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Абзацем 3 названной статьи предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“, если иное не предусмотрено Законом.

Пунктом 1 ст.3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“ (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ (подп. 2 п. 1 ст. 29 названного Закона).

Статьей 39 Закона №212-ФЗ предусмотрен следующий порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Причем отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Судом установлено, что при принятии решения о привлечении к ответственности, на основании которого заявитель просит взыскать штраф, им были нарушены существенные условия процедуры принятия решения.

Так, заявитель не представил доказательства того, что ответчик был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения акта проверки и принятия решения, в связи с чем был лишен возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и лишен права на дачу устных пояснений и возражений.

Судом установлено, что акт №2705 от 30.05.2011 был направлен по адресу: г. Казань, ул. Четаева, дом 27, кв. 26, что подтверждается реестром об отправки от 31.05.2011 (л.д. 6). Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адрес ответчика (до 13.12.2011) г. Казань, ул. Четаева, дом 27А, кв. 26.

В последующем заявителем в качестве доказательства направления акта №2705 от 30.05.2011 по адресу: г. Казань, ул. Четаева, дом 27А, кв. 26 представлена факсограмма реестра отправки (л.д. 18), датированная также 31.05.2011.

Согласно ч.6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Следовательно, суд не может принять доказательства (реестр отправки, представленный заявителем факсограммой) направления акта №2705 от 30.05.2011 по адресу: г. Казань, ул. Четаева, дом 27А, кв. 26, поскольку не представлен на обозрение суда оригинал данного реестра отправки и имеются противоречия между разными копиями реестра отправки.

Заявитель не представил доказательства направления акта по надлежащему адресу либо получения акта проверки.

Нарушение существенных условий процедуры принятия решения свидетельствует о незаконности решения о привлечении к ответственности, и, следовательно, об отсутствии у суда оснований для взыскания с ответчика штрафа.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1 Закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).

Согласно подпункту «а» пункта 6 статьи 6 Закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова «плательщики страховых взносов» заменены словами «главы крестьянских (фермерских) хозяйств».

Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность указанных выше лиц представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие сведения (документы).

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, необходимо исходить из того, что после 31.12.2011 Решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми выше лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя о взыскании с предпринимателя штрафа за непредставление индивидуальных сведений.

В силу положений пп.1.1 ч.1 ст.333.37 НК РФ оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара.

Судья *.*. Хасанов