Арбитражная практика

О взыскании расходов на погребение. Определение от 02 марта 2012 года № 11-176/2012. Республика Коми.

Сыктывкарский городской суд в составе

председательствующего судьи Смирновой *.*.

при секретаре Автушине *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

02 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми на Решение мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара от 08 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Остриковой *.*. к Военному комиссариату города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми о взыскании расходов на погребение, обязании выделить средства на изготовление и установку надгробного памятника,

Установил:

Острикова *.*. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми о взыскании расходов в размере... руб.,
связанных с погребением *.*., которая являлась бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, а также обязании выделить... руб. на изготовление и установку надгробного памятника, указав в обоснование своих требований, что ответчиком неправомерно отказано ей в возмещении этих расходов.

В ходе рассмотрения дела истец уменьшила размер исковых требований, просила взыскать с ответчика... руб.

Определением судьи от 05.05.2011г. к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечен Военный комиссариат РК.

Решением мирового судьи от 08.06.2011 г. с Военного комиссариата Республики Коми в пользу Остриковой *.*. взыскано... рублей в виде возмещения расходов на погребение. В остальной части требования Остриковой *.*. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с Решением мирового судьи, Военный комиссариат города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд с апелляционной жалобой, указав, что Решение мирового судьи считает незаконным и подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми настаивает на удовлетворении жалобы.

Выслушав пояснение представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ** ** ** умерла *.*., бывшая несовершеннолетняя узница фашизма.

Истица, которая приходится дочерью умершей, понесла расходы на погребение ** ** ** обратилась в Военный комиссариат города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми за возмещением этих расходов и выплатой пособия на изготовление и установку надгробного памятника.

Ответчиком было отказано в выплате компенсации истцу по тому основанию, что возмещение затрат на погребение и установку памятника за счет Министерства обороны законодательно не предусмотрено.

Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7
Конституции РФ).

Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Указанной нормой закона не введено никаких ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.

Таким образом, реализуя конституционные положения, данный закон устанавливает равное правовое положение несовершеннолетних узников фашизма и той категории ветеранов, к которой они приравнены, в данном случае инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий
ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Учитывая изложенное, мировым судьёй правильно сделан вывод о том, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника инвалидам и участникам войны, по своему содержанию являющееся льготой, в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.

Согласно п.5 ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» утвержден «Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников» (далее - Порядок), пунктом 2
которого установлено, что порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно п.35 Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2010 №847) оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 13000 рублей.

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Из представленных истицей документов следует, что её расходы на погребение *.*. составили... руб.

Одновременно судом установлено, что истица ** ** ** получила социальное пособие на погребение,
предусмотренное ст. 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в размере... руб.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 №460 установлено, что оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного ст. 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Действующее законодательство определяет, что возмещение расходов на погребение несовершеннолетних узников фашизма возможно как в порядке, установленном для участников Великой Отечественной войны, так и путем выплаты социального пособия в порядке ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле», при этом право выбора предусмотренной законом гарантии принадлежит лицам, взявшим на себя обязанности по погребению.

ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших, в том числе участников Великой Отечественной войны. При этом, в нем отсутствует прямое указание на то, что несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются такие же гарантии, как и для участников Великой Отечественной войны.

При этом, Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» предусматривает большие гарантии в части суммы возмещаемых расходов на погребение, чем ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, разРешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии.

Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе Российской Федерации, гарантии, установленные специальным законодательством для такой категории граждан, как несовершеннолетние узники фашизма, позволяют в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данных прав.

Законодательными актами устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов данной категорий лиц, оговоренные, в том числе, их особым правовым статусом.

На основании изложенного, мировым судьей правомерно взят за основу к взысканию размер компенсации ритуальных услуг, установленный Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 №460 за вычетом суммы, полученной истцом на основании ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле».

С учётом вышеизложенного, нормы материального права мировым судьей при вынесении решения определены и применены правильно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Решение мирового судьи является законным и обоснованным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Определил:

Решение мирового судьи Лесозаводского судебного участка г. Сыктывкара от 08 июня 2011 года по гражданскому делу по иску Остриковой *.*. к Военному комиссариату города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми о взыскании расходов на погребение, обязании выделить средства на изготовление и установку надгробного памятника - оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата города Сыктывкара и Сыктывдинского района Республики Коми - без удовлетворения.

Настоящее
апелляционное определение вступает в законную силу немедленно.

Председательствующий