Арбитражная практика

Решение от 20 января 2012 года . Решение от 20 января 2012 года № . Республика Алтай.

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе

федерального судьи *.*. Черткова,

при секретаре *.*. Мазаловой,

с участием помощника прокурора *.*. Барсуковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Шебалинского района в интересах Моряковой *.*. , Ивановой *.*. к Отделу социального развития Администрации муниципального образования «Шебалинский район» с привлечением третьих лиц Министерства финансов Республики Алтай, Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам по бесплатному отоплению жилого помещения,

Установил:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Моряковой *.*. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития Администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Моряковой *.*. твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты>. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Ивановой *.*. обратился в суд с требованием об обязании Отдела социального развития Администрации МО «Шебалинский район» приобрести и доставить для Ивановой *.*. твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты>. По исковому заявлению возбуждено гражданское дело №.

Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых советов народных депутатов. Распоряжением Совета министров СССР от 24.07.1949 г. № 11433-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских средних школ. Согласно указанным нормативным актам обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Твердое топливо указанным гражданам поставлено в меньшем, чем установлено, размере, задолженность Отдела социального развития Администрации МО «Шебалинский район» в пользу Моряковой *.*. за 2009 год составляет по <данные изъяты>, за 2010 год – <данные изъяты>, задолженность в пользу Ивановой *.*. за 2009 год составляет <данные изъяты>.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Министерства финансов Республики Алтай представило письменное мнение относительно предъявленных прокурором исковых требований, в котором указало, что в соответствие со ст. 4 Закона РА от 07.07.2008 г. № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы бюджету Республики Алтай субвенции на предоставление мер социальной поддержки в порядке межбюджетных отношений не предоставлялись. На основании указанного, Доронина *.*. просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.



Истцы Морякова *.*. , Иванова *.*. , представитель ответчика Отдела социального развития Администрации МО «Шебалинский район», представители третьих лиц Министерства финансов Республики Алтай, Администрации МО «Шебалинский район» в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении. От представителя третьего лица Министерства финансов Республики Алтай Дорониной *.*. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Руководствуясь указанной нормой, а также учитывая согласие помощника прокурора Шебалинского района Барсуковой *.*. на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд Определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

В судебном заседании помощник прокурора Барсукова *.*. заявленные требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Заслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Морякова *.*. является педагогическим работником <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, Иванова *.*. являлась педагогическим работником <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и к моменту выхода на пенсию отработала <данные изъяты> педагогическим работником в сельской местности.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек истцов.

Таким образом, истцы являются педагогическими работниками и имели право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в ДД.ММ.ГГГГ годах. Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела справками отдела социального развития МО «Шебалинский район», выданными истцам.



Согласно ст. 2 Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В силу указанной нормы, а также положений абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“, за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

В развитие данных федеральных законов в Республике Алтай были приняты законы субъекта.Как следует из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай, и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно ст. 1, 4 вышеуказанного Закона РА предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров.

То обстоятельство, что в соответствии с Законом Республики Алтай от 05.05.2011 N 18-РЗ указанный Закон Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ признан утратившим силу, не исключает возможности его применения к данным правоотношениям, поскольку они сложились до 11 января 2011 года, и на данные правоотношения Закон Республики Алтай от 05.05.2011 N 18-РЗ не распространяется (п.2 ст. 4).

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. № 36-6, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».

Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в том числе, муниципальное образование «Шебалинский район».

Согласно Положению об отделе социального развития МО «Шебалинский район», утвержденного Решением районного Совета депутатов № 29-13 от 11.04.2006 г., к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в т.ч. предусмотренных Законом Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай“.

Доказательств тому, что в положение об отделе социального развития были внесены соответствующие изменения, и данные полномочия были переданы иному органу местного самоуправления, в материалах дела не имеется.

Таким образом, обязанность предоставления льготы по отоплению жилого помещения педагогическим работникам возложена на Отдел социального развития МО «Шебалинский район».

По смыслу ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

При этом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан (абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“) направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы.

При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение субъектами межбюджетных отношений предусмотренного законодательством порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав данной категории граждан.

Поэтому отсутствие финансовых средств, необходимых для предоставления установленных законом мер социальной поддержки льготной категории граждан, не является основанием для освобождения от обязанности предоставить указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Алтай №78-РЗ от 7.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону.

Согласно приложению к Закону, норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома в Шебалинском районе составляет 0,303 куб.м. для отопления дровами.

Из материалов дела следует, что Морякова *.*. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой сельской администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер его потребности в отоплении жилого помещения составляет <данные изъяты> в год.

Иванова *.*. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой сельской администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Размер ее потребности в отоплении жилого помещения составляет <данные изъяты> в год.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ годах ответчиком осуществлялась частичная выдача твердого топлива. В ДД.ММ.ГГГГ истцам было выдано по <данные изъяты> дров каждому. В ДД.ММ.ГГГГ Моряковой *.*. было выдано <данные изъяты>, Ивановой *.*. произведена денежная компенсация в размере <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными Отделом социального развития МО «Шебалинский район».

Таким образом, истцы не были обеспечены твердым топливом в предусмотренном законодательством объеме.

Так, задолженность перед Моряковой *.*. за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, перед Ивановой *.*. за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», а также Распоряжению Совета Министров СССР от 24.07.1949 г. №11433-р педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные Постановление и распоряжение являются действующими.

Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, учитывая, что действовавшим в ДД.ММ.ГГГГ годах законодательством было закреплено представление заявленных мер социальной поддержки в натуральной форме, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворить.

Обязать Отдел социального развития администрации муниципального образования «Шебалинский район» приобрести и доставить для:

Моряковой *.*. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метров,

Ивановой *.*. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, твердое топливо (дрова) в количестве <данные изъяты> кубических метра.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Шебалинский районный суд в течение семи дней с момента получения копии решения.

Заочное Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в течение одного месяца по истечении срока для подачи заявления о его отмене.

Федеральный судья *.*. Чертков