Арбитражная практика

По делу № 2-229/2011 от 06.06.2011 г.. Решение от 06 июня 2011 года № 2-229/2011. Республика Тыва.

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С.,

при секретаре Тюлюш *.*. ,

с участием помощника прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц, муниципального образования о признании противоречащим положений инистрации с. дура Тандинского кожууна Устава сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва федеральному законодательству в части,

Установил:

Прокурор Сут-Хольского кожууна обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных норм Устава муниципального образования сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва.

В обоснование своего требования прокурор указал на ряд положений Устава сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, которые не соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в соответствие с последними изменениями в федеральном законодательстве и признании недействующим Устава в этой части. А также просил обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва принять Решение о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения и о государственной регистрации в Управлении Минюста по Республике Тыва. После вступления в законную силу решения опубликовать о нем в средствах массовой информации.

В судебном заседании помощник прокурора требования полностью поддержала.

Представитель заинтересованного лица – председатель Хурала представителей сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Лопсан *.*. в судебное заседание не явился, направил заявление о полном признании требований, изложенных в заявлении прокурора.

Суд, заслушав мнения сторон, изучив представленные суду материалы, приходит к следующему.


Согласно ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Устав сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва (далее Устав) был принят Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва 06 марта 2008 года за № 9. Данный Устав был опубликован 19 марта 2008 года в средствах массовой информации. Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна от 22.11.2010 года за № 79 «О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва» были внесены изменения в Устав.

После принятия Устава в основополагающие нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления, были внесены принципиальные изменения.

Так, в Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) были внесены изменения федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ.

Также внесены изменения федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 181-ФЗ, от 27.10.2008 № 182-ФЗ, от 25.11.2008 № 219-ФЗ, от 22.12.2008 № 267-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 03.05.2011 №92-ФЗ).


Вследствие этого ряд положений Устава вошли в противоречие с действующим федеральным законодательством.

Как установлено судом, в результате проверки прокуратурой Сут-Хольского кожууна были выявлены противоречия Устава федеральному законодательству.

Вопросы местного значения сельского поселения должны быть воспроизведены в строгом соответствии со ст. 14, 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, регулирующего вопросы местного значения сельского поселения.

Так, статья 6 Устава содержит не полный перечень прав органов местного самоуправления на Решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающая права органов местного самоуправления на Решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, дополнена пунктами 8, 8.1 и 9 следующего содержания: 8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения; 8.1) создание муниципальной пожарной охраны; 9) создание условий для развития туризма.


Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 6 Устава предусмотрено право сельского поселения на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Однако пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, касающийся полномочий органов местного самоуправления на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, исключен в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов местного самоуправления».

Таким образом, в анализируемом положении Устава сумона Кара-Чыраанский не вправе участвовать в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

На основании изложенного необходимо ст. 6 Устава привести в соответствие федеральному законодательству.

Также ч. 2 ст. 6 Устава установлено, что органы местного самоуправления вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Тыва, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва).


В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В анализируемом положении Федерального закона уточнено, что исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования осуществляется не только финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а полностью финансовое обеспечение деятельности данных органов.

На основании изложенного, необходимо часть 2 статьи 6 Устава привести в соответствие федеральному законодательству.

Согласно ч. 5 ст. 20 Устава финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления сумона Кара-Чыраанский осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона Кара-Чыраанский.

Частью 9 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.


Таким образом, федеральным законом уточнено, что исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования осуществляется не только финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а полностью финансовое обеспечение деятельности данных органов.

В связи с изложенным, необходимо ст. 20 Устава привести в соответствие федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 14 части 8 статьи 21 Устава к исключительной компетенции Хурала представителей находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Однако в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом № 83-ФЗ слово «и учреждений» исключено из пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, представительные органы муниципальных образований обладают полномочием по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.


На основании изложенного, необходимо ст. 21 Устава привести в соответствие федеральному законодательству.

Пунктом 18 части 1 статьи 27 Устава установлено, что к компетенции Администрации сумона относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

В соответствии с пунктом 21 части 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения поселения муниципальные образования наделяются не только полномочиями по организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, но и полномочиями по присвоению наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

Таким образом, пункт 21 части 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ конкретизирует полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселения.

Устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующий вопросы местного значения поселения.


Частью 3 статьи 28 Устава установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются (учреждаются) правовыми актами Главы сумон Кара-Чыраанский в соответствии со структурой Администрации, утвержденной Хуралом представителей.

Данное положение противоречит требованиям ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в котором указано, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, должности муниципальной службы учреждаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей Республики Тыва, утвержденным законом Республики Тыва от 04.05.2009 г. № 1244 ВХ-2 «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва».

На основании изложенного, предлагает часть 3 статьи 28 Устава привести в соответствие федеральному законодательству.

Частью 3 статьи 33 Устава установлено, что принятие Хуралом представителей сумона Кара-Чыраанский нормативные правовые акты направляются главе сумона Кара-Чыраанский для подписания и обнародования. Глава в течение 5 дней подписывает нормативные правовые акты.


Согласно части 13 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативно правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Таким образом, глава муниципального образования в течение 10 дней обязан не только подписать нормативный правовой акт, но и обнародовать его.

В соответствии с абзацем 7 части 2 статьи 37 Устава к доходам бюджета сумона Кара-Чыраанский относится часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов сумона, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

В пункте 7 части 1 статьи 55 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающем перечень собственных доходов местных бюджетов, слова «муниципальными учреждениями» заменены словами «казенными муниципальными учреждениями».

В связи с изложенным, часть 2 статьи 37 Устава необходимо привести в соответствие федеральному законодательству.


В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2009 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменен порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований.

В соответствии с указанным законом скорректирован численный состав избирательных комиссий поселений. Теперь комиссии поселений могут включать – 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Конкретное их число устанавливается уставом муниципального образования.

На основании изложенного, предлагает определить численный состав избирательной комиссии поселения.

Вышеуказанными нарушениями, выраженное в противоречии Устава сельского поселения сумона Кара-Чыраанский положениям федерального законодательства, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор выступает в защиту интересов Российской Федерации, так как оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства.

Применение оспариваемых норм Устава сумона Кара-Чыраанский, нарушают интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы устава противоречат федеральному законодательству.

Согласно ч. 3 ст. 252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Это объясняется тем, что вступившее в законную силу Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и является обязательным для всех лиц, как участвующих, так и не участвующих в рассмотрении данного дела.

Следовательно, по данному делу суд не может принять то обстоятельство, что заинтересованное лицо признало требования заявителя.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Часть 8 данной статьи указывает, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступает в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ст. 4 Закона Республики Тыва от 28 декабря 1998 года № 121 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Республике Тыва» (с изменениями от 19 июля, 11 октября 2000 года, 25 апреля 2001 года, 10 июня 2003 года) 1. Уставы муниципальных образований после государственной регистрации подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации или иными другими способами на тувинском и русском языках. 2. Дополнения и изменения действующих уставов муниципальных образований проходят правовую экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Законом для регистрации самих уставов.

Заявление о регистрации изменений и дополнений к уставу муниципального образования представляется в регистрирующий орган не позднее 30 дней со дня подписания решения местного Хурала представителей.

В трехмесячный срок после государственной регистрации и опубликования устава муниципального образования в соответствие с ним должны быть приведены все действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а там, где необходимо, приведены в соответствие с законодательством Республики Тыва и уставом, выборы органов и должностных лиц муниципального образования.

Зарегистрированные уставы муниципальных образований, а также изменения и дополнения в уставах муниципальных образований заносятся в Реестр уставов муниципальных образований Республики Тыва уполномоченным органом.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, говорится в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Устав муниципального образования относится к такой категории актов. Это отражено и в Федеральном законе № 131-ФЗ, предусматривающем, что устав муниципального образования, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Регулирование порядка вступления в силу, а также порядка опубликования (обнародования) актов местного самоуправления должно быть закреплено в уставе Муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 44 ФЗ № 131-ФЗ).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормативные акты муниципальных образований, в том числе и устав, так же, как и федеральные законодательные акты и акты субъектов РФ, подлежат официальному опубликованию и порядок их публикации аналогичен.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тех лиц, права и интересы которых он затрагивает, и только в отдельных исключительных случаях при отсутствии в муниципальном образовании периодического издания, осуществляющего официальную публикацию нормативных правовых актов, принимаемых в этом муниципальном образовании, допускается его обнародование, то есть публикация в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Судом установлено, что в Сут-Хольском кожууне имеется периодическое печатное издание газета «Сут-Хол», учредителем которого является администрация Сут-Хольского кожууна.

Поэтому требования прокурора о признании недействительным Устава сельского поселения сумона Кара-Чыраанский в части в связи с его противоречиями федеральному законодательству обоснованны.

Поскольку изменения и дополнения в Устав муниципального образования сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, которые не были внесены в Устав и они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, то соответственно суд считает, что указанный акт нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для признания данного акта недействующим в части.

Так, нормативный правовой акт органа местного самоуправления может признаваться недействующим со дня его принятия в части в том случае, когда акт не был зарегистрирован и опубликован для всеобщего сведения, когда регистрация и опубликование являлось обязательным.

Нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части вследствие противоречия закону, не должен исполняться, применяться или реализовываться каким-либо иным способом. Орган местного самоуправления, принявший признанный судом недействующим нормативный правовой акт в части, обязан во исполнение судебного решения привести этот акт в соответствие с законом.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регулирующим вопросы организации и деятельности местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Тыва о местном самоуправлении с учетом особенностей и историко-культурных традиций, устанавливающим систему местного самоуправления, правовые, экономические финансовые основы местного самоуправления и гарантии его осуществления на территории муниципального округа.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Холского кожууна подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, так как прокурор освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующие нормы Устава муниципального образования сумона Кара-Чыраанский Сут-Холского кожууна Республики Тыва, принятого Решением Хурала представителей сумона Кара-Чыраанский от 06 марта 2008 года № 9, с изменениями от 22.11.2010 года № 79, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации по Республике Тыва:

статью 6 Устава в связи с его несоответствием пункту 2 части 1 ст. 14.1 и части 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

часть 2 статьи 6 Устава в связи с несоответствием части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

часть 5 статьи 20 Устава в связи с противоречием частью 9 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

пункт 14 части 8 статьи 21 Устава в связи с противоречием пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

пункт 18 части 1 статьи 27 Устава в связи с противоречием пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

часть 3 статьи 28 Устава в связи с противоречием части 2 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закону Республики Тыва от 04.05.2009 г. № 1244 ФХ-2 «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва»;

часть 3 статьи 33 Устава в связи с противоречием части 13 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

абзац 7 части 2 статьи 37 Устава в связи с противоречием пункту 7 части 1 статьи 55 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

Определить численный состав избирательной комиссии поселения в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение в газете «Сут-Хол».

Взыскать с Хурала представителей сельского поселения сумона Кара-Чыраанский Сут-Хольского кожууна 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное Решение вынесено 13 июня 2011 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.