Арбитражная практика

По делу № 2-225/2011 от 06.06.2011 г.. Решение от 17 июня 2011 года № 2-225/2011. Республика Тыва.

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Тюлюш *.*. , с участием заместителя прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар *.*. , представителя администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» по доверенности Адыгбай *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Ишкинский по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, о возложении обязанности к исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления,

Установил:

Прокурор Сут-Хольского кожууна обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Ишкинский по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, о возложении обязанности к исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления.

В судебном заседании прокурор Ондар *.*. поддержала требования прокурора и просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица и.о. начальника юридического отдела администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» Адыгбай *.*. признала требования прокурора полностью и пояснила, что полигон для твердых бытовых отходов не имеется во всех сумонах. В бюджете этого года не предусмотрены средства на строительство полигонов. Обязуется выполнить указанные требования.

Председатель администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна Монгуш *.*. не явился в суд, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, от него не поступило заявлений и ходатайств.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы сторон, и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, закрепленных в Конституции РФ или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.


В силу указанных норм гражданского процессуального законодательства прокурор обратился в суд в интересах граждан, проживающих на территории сумон Ишкинский об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - ФЗ №131) и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131 организация и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 утверждены Санитарные правила 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» «далее СанПиН 2.1.7.1038-01).


Из представленных материалов видно, что в нарушение указанных норм федерального законодательства и пунктов 2.2, 3.7, 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 на территории сумон Ишкинский: выбранный участок для устройства полигона для твердых бытовых отходов не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; по всей площади участка складирования твердых бытовых отходов не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов; территории полигона для твердых бытовых отходов не имеет легкого ограждения или осушительной траншеи глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.

В нарушение пунктов 2.1.3 и 2.2.2 СанПиН 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача от 05.08.1988 №4690-99 на территории сумон Ишкинский также не установлены деревянные или металлические сборники для твердых бытовых отходов, не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Ненадлежащее исполнение федерального законодательства, бездействие должностных лиц администраций сельского поселения сумон Ишкинский и муниципального района, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе твердых бытовых отходов, утилизации и переработке бытовых отходов, образовании несанкционированных свалок, приводит к нарушению прав населения на благоприятную окружающую среду, влечет загрязнение окружающей среды, что в конечном итоге влияет на здоровье граждан. В данном случае нарушаются права не только жителей сельского поселения сумон Ишкинский и жителей Сут-Хольского района в целом, но и граждан, прибывающих в Сут-Хольский район и в сельское поселение сумон Ишкинский как временно, так и на постоянное жительство, в туристических целях, в командировку, в гости к родственникам и т.д. Следовательно, нарушаются права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, конкретизировать который не представляется возможным.

Таким образом, администрациями сельского поселения сумон Ишкинский и муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, утилизации и переработки бытовых отходов не соблюдены требования санитарных правил, действия по устранению нарушений со стороны должностных лиц администраций района и сельского поселения не принимаются, что создает опасность для окружающей среды и здоровья граждан. Несмотря на привлечение Управлением Роспотребнадзора виновных лиц к административной ответственности за нарушение норм санитарно- эпидемиологического законодательства, меры по устранению нарушений до настоящего времени не приняты, что свидетельствует о полном бездействии председателей (глав) администраций муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» и сельского поселения сумон Ишкинский.


Таким образом, требование прокурора об устранении указанных нарушении обоснованно, подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций - 200 рублей.

Таким образом, с заинтересованных лиц подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд


Решил:

Заявление прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов сумон Ишкинский санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского района по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров, об обязывании принять меры по исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии полигона для твердых бытовых отходов сумон Ишкинский санитарным правилам, не установления по площади участка складирования твердых бытовых отходов устройства котлована, не установлению на территории полигона легкого ограждения.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского района по не установлению на территории сумона контейнеров для сбора бытовых отходов и не выделению площадок для контейнеров.

Обязать администрацию муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ» обеспечить организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями пунктов 2.2, 3.7, 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16, а именно: получить на выбранный участок в сумон Ишкинский для устройства полигона для твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; установить на площади участка складирования твердых бытовых отходов в сумон Ишкинский устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов; установить на территории полигона для твердых бытовых отходов в сумоне Ишкинский легкое ограждение или осушительную траншею глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.


Обязать администрацию сельского поселения сумон Ишкинский обеспечить организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями пунктов 2.1.3 и 2.2.2. Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года №4690-88, а именно: на территории сумон Ишкинский установить контейнеры (сборники) для сбора бытовых отходов, на территории сумон Ишкинский выделить специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

Взыскать солидарно с администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун РТ», с администрации сельского поселения сумон Ишкинский Сут-Хольского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное Решение изготовлено 27 июня 2011 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.