Арбитражная практика

По делу № 2-624/2011 от 20.12.2011 г.. Решение от 20 декабря 2011 года № 2-624/2011. Республика Тыва.

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С.,

при секретаре Тюлюш *.*. ,

представителя ответчика – директора Фонда поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Лакпа *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Фонду поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва о ликвидации юридического лица,

Установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление) обратилось с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Фонд поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва (далее Фонд) создан Постановлением администрации Сут-Хольского кожууна Республики Тыва от 29.11.2002 года. 25 марта 2003 года Фонд зарегистрирован в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 1031700713120 Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Тыва. Управлением регистрационной службы по Республике Тыва Фонд зарегистрирован в ведомственном реестре некоммерческих организаций с 19.01.2007 года за регистрационным № 1714010027. В ходе плановой выездной проверки Управлением установлено, что Фондом не утвержден приказ об учетной политике, смета доходов и расходов не составлялась и не утверждалась, 2007-2011 гг. ежегодные отчеты об использовании своего имущества не опубликовались, не соблюдается собственный Устав: в нарушение п. 1 гл. 5 Устава не избрана и не утверждена Попечительским Советом Дирекция Фонда. Кроме того, Устав Фонда содержит положения, противоречащие действующему законодательству, а именно: согласно п. 1 Устава предусмотрено, что Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения. Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ организационно-правовой формой Фонда является фонд, в нарушение требований закона «О некоммерческих организациях» в Уставе не определен порядок внесения в него изменений, а также Уставом Фонда не установлен срок полномочий органов управления некоммерческой организации – Дирекция Фонда, Директора Фонда. Управлением в отношении Фонда было вынесено предупреждение об устранении нарушений от 20.05.2010 года, также повторное предупреждение – 06.04.2010 года, которые до настоящего времени не исполнены. Данные нарушения требований закона носят неустранимый характер, что является основанием для предъявления уполномоченным органом требований о ликвидации данного юридического лица. Поэтому просит ликвидировать Фонд поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва.

Представитель истца Управления Министерства юстиции в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие с направлением копии решения суда в их адрес.

Третье лицо – Межрайонная инспекция ФНС № 4 по Республике Тыва в суд также не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Относительно заявленных требований возражений не имеет и просит направить копию решения суда в их адрес.

Ответчик Лакпа *.*. в судебном заседании полностью не признала исковые требования и пояснила, что работает директором Фонда с 2009 года. После проверки в 2010 году выявлены нарушения по бухгалтерским документам. Отчеты составляла, также ею был составлен проект Устава Фонда и направлен юристу администрации, но не был утвержден по причине халатности работников администрации. После этого ушла в декретный отпуск. Фонд является хозрасчетным, за время работы ни разу не получала заработную плату. Средства в Фонд поступают с Правительства Республики Тыва. Просит отказать в иске.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.


Постановлением главы Сут-Хольского кожууна № 312 от 29.11.2002 года во исполнение Закона Республики Тыва от 27.05.2002 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва», в целях развития малого предпринимательства в кожууне, создан Фонд поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна.

Согласно Уставу Фонд является государственной некоммерческой организацией в форме учреждения. Администрация Сут-Хольского кожууна является единственным учредителем Фонда.

Сведения о государственной регистрации Фонда поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15.07.2009 года.

Распоряжением председателя администрации Сут-Хольского кожууна № 78 от 06.07.2009 года директором Фонда назначена Лакпа *.*. .

Как следует из акта проверки от 17.05.2010 года, за период с 21.04.2007 года по 21.04.2010 года в нарушение п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Фондом не утвержден приказ об учетной политике. В нарушение п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом смета доходов и расходов за проверяемый период не составлялась и не утверждалась. В нарушение ч. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом не опубликовались отчеты об использовании своего имущества. В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Фондом не соблюдается собственный Устав, а именно: в нарушение п. 1 главы 5 Устава не избрана и не утверждена Попечительским Советом Дирекция Фонда. В соответствии с п. 1 Устава предусмотрено, что Фонд является некоммерческой организацией форме учреждения. Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ организационно-правовой формой Фонда является фонд. В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе Фонда не определен порядок внесения в него изменений.


Из предупреждения от 20.05.2010 года видно, что Управлением было предложено устранить вышеуказанные нарушения в срок до 23.07.2010 года.

Также направлено повторное предупреждение об устранении нарушений в срок до 06.04.2011 года, что подтверждается копией предупреждения от 01.03.2011 года.

Таким образом, за период с 21.04.2007 года по 21.04.2010 года при осуществлении некоммерческой организацией деятельности были допущены грубые нарушения требований закона, носящее неустранимый характер, что в силу п.п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ является основанием для предъявления уполномоченным органом требования о ликвидации данного юридического лица в судебном порядке.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.


Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста РФ от 21.05.2009 года № 147 на территории Республики Тыва Управление осуществляет государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (с последующими изменениями и дополнениями) регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В силу указанных норм закона Управление обратилось в суд с данным исковым заявлением.

Поскольку как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, деятельность Фонда осуществляется с нарушением федерального законодательства и Устава, которые носят неустранимый характер, он должен быть ликвидирован.

Таким образом, требование истца о ликвидации юридического лица обоснованно и подлежит удовлетворению.


На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к Фонду поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва о ликвидации юридического лица, удовлетворить.

Ликвидировать Фонд поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, находящегося по адресу: Республика Тыва, Сут-Хольский кожуун, с. Суг-Аксы, ул. Бурбу 14.

Назначить ликвидатором Фонда поддержки малого предпринимательства Сут-Хольского кожууна Республики Тыва учредителя – администрацию Сут-Хольского кожууна.


Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное Решение изготовлено 23 декабря 2011 года.

Председательствующий Ондар Э.Д-С.