Арбитражная практика

Решение от 30 декабря 2011 года № А58-6905/2011. По делу А58-6905/2011. Республика Саха.

Решение

г. Якутск

30 декабря 2011 года

Дело № А58-6905/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2011

Полный текст решения изготовлен 30.12.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских *.*. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия)

к обществу с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио» (ИНН 1435079819, ОГРН 1021401058282)

о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ефремова *.*. – по доверенности от 26.12.2011 № 19 сроком действия до 01.03.2012, Соловьева *.*. – по доверенности от 23.03.2011 № 2,

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: Кудрин *.*. – по доверенности от 15.11.2011 сроком действия до 31.12.2011 (в судебном заседании 27.12.2011 в признании полномочий отказано в связи с отсутствием в доверенности полномочий на ведение дела в арбитражном суде),

Установил:

в судебном заседании объявлен перерыв до 09 час 05 мин. 28.12.2011. После перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время при участии представителей: от административного органа – Ефремовой *.*. по доверенности, Соловьевой *.*. по доверенности, от ООО «СТВ-Радио» - Кудрин *.*. по доверенности от 19.12.2011 без номера, сроком действия по 31.01.2012.


Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Роскомнадзора по РС (Я), административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Общество с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио» (далее – ООО «СТВ-радио») признает факт совершения вменяемого административного правонарушения и просит назначить наказание в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд Установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.01.2000 Инспекций Министерства РФ по налогам и сборам по г.Якутску Ре Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1021401058282, расположено по адресу: город Якутск, улица Кирова, дом 17/3, квартира (офис) 3, имеет лицензию на осуществление радиовещания серия РВ № 13021 от 30.01.2008. Срок действия лицензии до 12.03.2013.

25.10.2011 Управлением Роскомнадзора по РС (Я) издан приказ № 256 «О проведении внепланового систематического наблюдения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио».


Срок проведения проверки определен с 25.10.2011 по 07.11.2011 включительно. Задачами проверки определены: проверка соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг электросвязи, телерадиовещания и СМИ.

Распоряжением предусмотрено проведение контроля (надзора) за соблюдением лицензионных условий по лицензии на осуществление деятельности по эфирному вещанию № 13021.

07.11.2011 составлен акт мероприятия внепланового систематического наблюдения № А 04-13/57. В акте установлено нарушение условий лицензии серия РВ № 13021 от 30.01.2008 в части уменьшения объема собственного вещания, а также в части нарушения тематики вещания (отсутствие информационных программ).

14.11.2011 Управлением Росокмнадзора по РС (Я) направлено ООО «СТВ-радио» уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.

16.11.2011 должностным лицом Управления Роскомнадзора по РС (Я) составлен протокол № 272 об административном правонарушении в области СМИ в отношении ООО «СТВ-радио».


В протоколе об административном правонарушении установлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью «СТВ-радио» требований статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.11.1994 № 1359, изменение концепции вещания, что квалифицировано административным органом как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В объяснении к протоколу представитель ООО «СТВ-радио» по доверенности от 15.11.2011 Кудрин *.*. пояснил, что факт нарушения признает.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Управлением Роскомнадзора по РС (Я) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО «СТВ-радио» к административной ответственности.

Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.


В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Абзацем 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что лицензии на вещание выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1.4.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет лицензирование в области телевизионного вещания и радиовещания, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).

В соответствии с пунктом 8.1.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) от 22.05.2009 № 142, Управление осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц за соблюдением установленных лицензионных условий и требований владельцами лицензий, выдача которых отнесена к компетенции Службы.


Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.05.2010 №70, ведущие специалисты-эксперты, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 12 Должностного регламента федерального государственного служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Управления Роскомнадзора по РС (Я) ведущий специалист-эксперт уполномочен составлять протоколы об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 16.11.2010 № 272, составлен уполномоченным на то лицом.

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ООО «СТВ-радио» извещено надлежащим образом, что подтверждается письмом директора Лобанова *.*. о получении 14.11.2011 уведомления от 14.11.2011 № 1845-04-06/14.


При составлении протокола об административном правонарушении принимал участие законный представитель общества – Кудрин *.*. , по доверенности от 15.11.2011 без номера. Указанная доверенность предусматривает право на представление интересов доверителя в Управлении Роскомнадзора по РС (Я) при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», также является доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола.

Права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, представителю ООО «СТВ-радио разъяснены, копия протокола вручена.

Таким образом, административным органом не допущено процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;


В силу статьи 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с названным законом.

Пунктом 15 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 № 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» установлено, что лицензиат несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за осуществление деятельности в строгом соответствии с лицензией.

Таким образом, ООО «СТВ-радио» обязано осуществлять свою деятельность по эфирному вещанию в соответствии с требованиями лицензии № 13021.

В Приложении № 2 к названной лицензии определено, что общий объем вещания в неделю составляет 168 часов, при этом установлено следующее соотношение вещания к общему объему вещания (168 часов в неделю): информационное направление - 15%; музыкально-развлекательное направление - 85%.

По итогам проверки установлено, и не оспаривается обществом, что в нарушение условий, предусмотренных Приложением № 2 к лицензии приложения № 13021, ООО «СТВ-радио» с 25 октября 2011 года по 1 ноября 2011 года объем недельного вещания «Радио Центр 103,6 («Киин радио») составил 110 часов 35 минут. При этом весь объем вещания занимают музыкально-развлекательные радиопередачи при полном отсутствии радиопередач с информационной тематикой.


Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Суд, исследовав и оценив доказательства, приходит к выводу о том, что нарушение ООО «СТВ-радио» лицензионных требований установлено, зафиксировано и в полном объеме подтверждается материалами административного производства, в том числе: актом мероприятия внепланового систематического наблюдения от 07.11.2011 № А04-13/57, протоколом об административном правонарушении, плей листом радиопрограммы.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд считает, что у ООО «СТВ-радио» имелась реальная возможность для соблюдения нарушенных лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры к их соблюдению.

Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет административное наказание в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств совершения обществом ранее административных правонарушений, а также того, что допущенные им нарушения лицензионных требований и условий причинили вред, имущественный ущерб, либо повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу о возможности применения наказание в виде предупреждения.

Применение судом административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечении к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но так же быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, суд приходит к выводу о возможности наложения на ООО «СТВ-радио» минимального размера административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Системы телевизионного вещания – радио» (место нахождения: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кир Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1021401058282) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья

*.*. Терских