Арбитражная практика

Об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов. Решение от 23 сентября 2011 года № 2-299/2011. Ульяновская область.

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи *.*. Касымовой,

с участием заместителя прокурора

Ульяновского района Ульяновской области *.*. Ардыхан,

при секретаре *.*. Пигаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на территории Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области

Установил:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация» МО «Ишеевское городское поселение» об обязании ликвидировать свалки твердых бытовых отходов на
ул. Школьная, ул. Колхозная, ул. Строителей, ул. Дружбы в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об экологической безопасности населения выявлено, что на территории МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления и иных опасных веществ. Согласно действующего экологического законодательства запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Опасными отходами признаются, в том числе, отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокореакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную и потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Твердый бытовой мусор населения, производственный мусор, отходы древесины и других материалов, жидкие бытовые и другие коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и являются опасными отходами. Однако, в нарушение требований законов на территории Муниципального образования допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления. На основании Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное Решение населением
вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация сбора и вывоза мусора относятся к вопросам местного значения поселений, которые отвечают за сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Однако, в нарушение требований законов, в виду бездействия МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, на территории муниципального образования допускается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления. Нарушение в части обращения с отходами производства и потребления выразилось в массовой организации несанкционированных свалок на территории р.п. Ишеевка МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области. Так, многие контейнерные площадки завалены твердыми бытовыми отходами, которые складируются не в специализированных контейнерах, а около них – на земле и не асфальтированных площадках. Такие несанкционированные свалки твердых бытовых отходов имеют место на ул. Колхозная, ул. Школьная, ул. Строителей, ул. Дружбы р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области. На указанных площадках складируются пищевые отходы, отходы пластика, крупногабаритный мусор, бумажные и иные отходы. Существование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов создает экологическую опасность для жителей муниципального образования. Просят обязать МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области ликвидировать свалки твердых бытовых отходов на ул. Школьная, ул. Колхозная, ул. Строителей, ул. Дружбы р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области.

Определением Ульяновского районного суда от 22.09.2011 года принят отказ прокурора Ульяновского района от иска в части обязания ответчика ликвидировать несанкционированные
свалки твердых бытовых отходов на ул. Школьная, ул. Строителей, ул. Дружбы р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, производство по делу в указанной части прекращено.

В оставшейся части прокурор уточнил исковые требования, просив обязать ответчика ликвидировать свалки твердых бытовых отходов возле контейнерных площадок, расположенных посередине и в конце ул. Колхозная в р.п. Ишеевка Ульяновского района.

В настоящем судебном заседании от прокурора Ульяновского района поступило письменное заявление об отказе от исковых требований в части ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в конце ул. Колхозная в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области. Отказ от иска принят судом, о чем вынесено отдельное определение, которым производство по делу в указанной части прекращено.

Заместитель прокурора Ардыхан *.*. в оставшейся части исковые требования прокурора Ульяновского района поддержала, просив обязать ответчика ликвидировать свалку твердых бытовых отходов возле контейнерной площадки, расположенной посередине ул. Колхозная в р.п. Ишеевка Ульяновского района. В обоснование иска сослалась на доводы, приведенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель ответчика Пысенков *.*. в предыдущем судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями прокурора Ульяновского района он не согласен, поскольку площадка, на которой имеется свалка, предназначена для складирования твердых бытовых отходов. Организация вывоза твердых бытовых отходов лежит на управляющей компании в рамках договорных отношений с населением. В отношении органов местного самоуправления закон содержит обязанность собирать твердые бытовые отходы в местах общего пользования (парках, скверах и т.п.), но
никак не организовывать сбор твердых бытовых отходов с частного сектора жилищного фонда. Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов порождает права и обязанности у управляющей компании по исполнению принятых на себя обязательств. Требование прокурора об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов являются ненадлежащим способом защиты права. Считает, что МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица ООО «Экопроект», представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в деле имеются заявления, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Заслушав заместителя прокурора Ардыхан *.*., изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и
иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Судом установлено, что на территории Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области возле контейнерной площадки, расположенной посередине ул. Колхозной в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области имеется свалка бытовых отходов.

Наличие свалки подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах гражданского дела, из которых видно, что свалка не ликвидируется в течение длительного периода времени.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утверждено Минздравом СССР 05.08.1988 г. №4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

В соответствии с п.п. 18, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»
к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 8 Устава МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 23 Устава МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация поселения.

В связи с существенным нарушением санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения р.п. Ишеевка Ульяновского района, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Ульяновского района подлежат удовлетворению.

Ссылка стороны ответчика на то обстоятельство, что надлежащий сбор и вывоз мусора с контейнерных площадок, расположенных в частном секторе р.п. Ишеевка Ульяновского района должен осуществляться управляющей компанией, у которой заключены договоры с населением, несостоятельна, поскольку передача полномочий по уборке населенного пункта иным организациям не освобождает ответчика от выполнения вышеназванных требований закона.

Кроме того, по информации ООО «Экопроект» (р.п. Ишеевка ул. Никанорова д. 1а), данная организация в настоящее время не осуществляет вывоз твердых бытовых отходов с контейнерных площадок частного сектора р.п. Ишеевка, начисления в ООО «РИЦ» не производятся.

Наличие
графика вывоза твердых бытовых отходов, определение мест нахождения контейнерных площадок, оборудование данных мест мусорными контейнерами, также не освобождает МУ «Администрацию МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от исполнения возложенных на него законом обязанностей, а лишь свидетельствует о том, что указанные действия недостаточны для предотвращения образования свалок на территории поселения.

Все эти обстоятельства позволяют утверждать, что свалка, расположенная посередине ул. Колхозной в р.п. Ишеевка, образовалась по причине ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в связи с чем обязанность по их устранению должна быть возложена на МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

Довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу должна быть управляющая компания безосновательна, поскольку основания, по которым прокурором заявлен иск, имеют отношение только к выполнению возложенных законом обязанностей органами местного самоуправления, и никаким образом не касаются невыполнения договорных отношений управляющей компанией.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную возле контейнерной площадки посередине ул. Колхозная в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ: *.*. КАСЫМОВА

Решение изготовлено: 28 сентября 2011 года