Арбитражная практика

О предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях социального найма детям-сиротам. Решение от 28 июля 2011 года № 2-2068/11. Томская область.

28 июля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Кущ *.*.,

при секретаре Погребковой *.*.

с участием:

старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Томска Черновой *.*.,

истца Кондратенко *.*.,

представителя истца - адвоката Скороходовой *.*., действующей на основании ордера № от,

представителя третьего лица Татаренко *.*., действующей на основании доверенности № от сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах Кондратенко *.*. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

Установил:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Кондратенко *.*. к администрации города Томска о предоставлении
за счет бюджета Томской области на условиях договора социального найма вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 17 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что Кондратенко *.*. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она не обеспечена жилым помещением. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на основании договора социального найма.

Жилое помещение в настоящее время не предоставлено, в связи с чем просил обязать Администрацию г.Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить Кондратенко *.*. вне очереди на условиях договора социального найма жилой площадью не менее 17,0 кв.м.

Представитель администрации г.Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился в судебное заседание, сведений об уважительности причин неявки не сообщил.

В представленном письменном отзыве указывает, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию на приобретение жилья данной категории лиц лежит на администрации Томской области.

Суд считает возможным на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании старший помощник Прокурора Октябрьского района г.Томска Чернова *.*., истец Кондратенко *.*., ее представитель – адвокат Скороходова *.*. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица - администрации Томской области, Татаренко *.*. пояснила, что согласно представленным в судебное заседание документам Кондратенко *.*. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Томска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении № от родителями Кондратенко *.*. года рождения, являются: К. и К..

Свидетельством о смерти № от подтверждается, что К. умер.

Согласно постановления муниципалитета Томского района № от попечителем над несовершеннолетней Кондратенко *.*.
назначена Л., на нее возложена обязанность по закреплению за несовершеннолетней жилой площади по адресу: <адрес>.

Таким образом, Кондратенко *.*. осталась без попечения родителей, воспитывалась попечителем.

Согласно Диплому о начальном профессиональном образовании № от Кондратенко *.*. присвоена квалификация.

В ходе судебного заседания установлено, что Кондратенко *.*. не имеет закрепленного жилого помещения в <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в суд документами: ответом Управления Юстиции по <адрес> от, справкой № от, ответом отдела образования <адрес> от №.

Уведомлением от №, сведениями подтверждается отсутствие у Кондратенко *.*. в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности.

Согласно ответу Главы администрации Октябрьского района г.Томска от № Кондратенко *.*. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также в список учета детей-.

Таким образом, Кондратенко *.*. относится к категории детей,, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) “О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области“ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03
“О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения“ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим
образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона).

Суд не принимает довод представителя ответчика о том, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию возложена на администрацию Томской области.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного
самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Прокурором Октябрьского района г.Томска в интересах Кондратенко *.*. заявлены требования о возложении обязанности на администрацию г.Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить, то есть приобрести и предоставить, Кондратенко *.*. вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением общей площадью не менее 17,0 кв.м. Данные требования в ходе судебного заседания были поддержаны Кондратенко *.*.

Суд находит данные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Томска в интересах Кондратенко *.*. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области приобрести и предоставить Кондратенко *.*. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Решение не вступило в законную силу