Арбитражная практика

О признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к к выдаче удостоверения. Решение от 08 августа 2011 года №. Томская область.

08 августа 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер *.*.

при секретаре Панфиловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ТИ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,

Установил:

ТИ обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившей эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв и понуждении Департамент социальной защиты населения Томской области включить ее в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв и направить в соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам в МЧС России представление о выдаче ей удостоверения единого образца как гражданке, подвергшейся радиационному воздействию, понуждении МЧС России выдать ей удостоверение установленного образца.

Свои требования мотивировала тем, что с рождения – ДД.ММ.ГГГГ и до 1995 года проживала в <адрес> (Республика Казахстан), где подверглась радиационному облучению от 7 до 35 бэр (сЗв), на основании чего ей было выдано удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне. Согласно заключению хромосомного анализа индикация облучения составляет 12,58-31,75 сЗв (бэр). В связи с указанным она обратилась в Департамент социальной защиты населения Томской области с заявлением о выдаче соответствующего удостоверения, во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ей было отказано в связи с тем, что населенный пункт <адрес> республики Казахстан не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне.

В судебном заседании ТИ исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель Департамента социальной защиты населения Томской области в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву на исковое заявление <адрес>, где проживала истец не входит в перечни населенных пунктов, утвержденных распоряжениями Правительства РФ от 15.03.1995 № 356-р и от
10.02.1994 № 162-р. Вместе с тем, из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации основанием для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Указано, что в случае представления необходимых доказательств, а именно: факта получения соответствующей дозы облучения, причинно-следственной связи полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гражданин будет иметь право на получение удостоверения установленного образца в соответствии со ст. 5 ФЗ «О социальных гарантиях, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Однако, из представленной справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что доза облучения не получена истцом вследствие работы в определенных условиях, службе в отдельных частях вооруженных сил и т.д.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменном отзыве на иск МЧС России указало, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку <адрес> не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Правительством РФ, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу
ст.ст.2, 18, 19, 46 Конституции РФ, объявляющих права человека высшей ценностью и обязывающих государство защитить права граждан, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод и корреспондирующих им положений международных правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство в лице судебных органов обязано обеспечить разРешение любых судебных дел на основе законности, справедливости, равенства всех пред законом.

Статьей 45 Конституции РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ.

В силу ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.09.1994 года «О подписании конвенции о ядерной безопасности» Российская Федерация официально приняла на себя обязанность и выразила приверженность следовать общепризнанным принципам ядерной безопасности и фундаментальным нормам международного права в этой сфере. В статье 15 данной Конвенции содержится прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовые пределы.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“.

В соответствии со ст.1 названного Закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и
которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

ТИ является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта, проживала с 1963 года по 1995 год в <адрес> республики Казахстан, что не оспаривалось ответчиками, а также подтверждается представленными в материалах дела документами.

Наличие суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), а именно: 12,58-31,75 сЗв, подтверждено хромосомным анализом № <данные изъяты>.

Доводы представителя ответчика о том, что причиной наличия в организме истца указанной суммарной дозы радиации, могут быть, как работа в определенных условиях, службе в отдельных частях вооруженных сил, в результате применения радиоизотопных методов исследования, терапии противоопухолевыми препаратами и лучевой терапии, ничем не подтверждены, в связи с чем суд не принимает их во внимание, кроме того, они частично опровергаются копией трудовой книжки и справкой из <данные изъяты>, что ТИ проходила R-графию, суммарная доза облучения составляет 0,6 мЗв.

Доказательств того, что указанный хромосомный анализ не основан на применении соответствующих методических указаний, суду не представлено.

Таким образом, суд полагает, что доказана причинная связь между наличием у истца суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр) с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне.

В силу положений ст. 1,2 ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ), Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ № 162-р от 10.02.1994 г. и № 356-р от 15.03.1995 г. (в ред. от 08.02.2002 № 156-р) утверждены
перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, куда <адрес> не включен.

Однако, позиция о нераспространении на истца социальных льгот и гарантий ввиду отсутствия <адрес> в Перечне населенных пунктов, утвержденном Правительством РФ, противоречит позиции Конституционного суда РФ, который неоднократно указывал, что из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом – это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19.06.2002 г. № 11-П).

Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение. Их удовлетворение повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ТИ удовлетворить.

Признать ТИ подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившей эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв.

Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области включить ТИ в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим эффективную дозу облучения свыше 25
сЗв (бэр) и направить в соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам в МЧС России представление о выдаче ТИ удостоверения единого образца как гражданке, подвергшейся радиационному воздействию.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ТИ удостоверение установленного образца для получения мер социальной поддержки в соответствии с процедурой, установленной Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения через Советский районный суд г. Томска.

Судья: *.*. Шефер

Решение не вступило в законную силу.