Арбитражная практика

По иску Акулова *.*. к администрации Пластовского с/р, администрации Борисолвоского с/п о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенчии, возложении обязанности по выплате пенсии. Решение от 18 октября 2011 года № 2-276-2011. Челябинская область.

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой *.*.

при секретаре Масловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акулова *.*. к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении доплаты к пенсии, возложении обязанности по выплате доплаты,

Установил:

Акулов В,А. обратился к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области с иском о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности по выплате доплаты с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-8, 100, 124).

В обоснование иска Акулов *.*. указал, что с
ДД.ММ.ГГГГ ему назначена трудовая пенсия. С указанной даты у него возникло право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он занимал выборную должность председателя Борисовского сельского Совета и главы администрации Борисовского сельского Совета.

Администрации Борисовского сельского поселения и Пластовского муниципального района, куда он обратился ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за счет средств местного бюджета отказали, ссылаясь на то, что вышеуказанные периоды работы не подпадают под действие Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Считает отказ незаконным, поскольку в течение девяти лет работал на выборных должностях, законность его избрания на эти должности никем не оспаривалась, был освобожден от занимаемой должности не по дискредитирующим основаниям.

В судебном заседании Акулов *.*., представитель истца Фелатистова *.*. иск поддержали.

Представитель ответчика – администрации Пластовского муниципального района Челябинской области – Пыталев *.*. иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для установления ежемесячной доплаты к пенсии Акулова *.*., занимавшего выборные должности ранее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в случае установления истцу ежемесячной доплаты к пенсии она должна выплачиваться за счет Борисовского сельского поселения, а не Пластовского муниципального района. В связи с этим считает, что администрация Пластовского муниципального района является ненадлежащим ответчиком

Представитель ответчика – администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, при наличии оснований не возражал против удовлетворения иска.

Суд, заслушав участников процесса,
исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Согласно ст. 1 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 г. № 245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (с изменениями от 30 октября 2008 г., 30 апреля 2009 г., 27 мая 2010 г.) настоящий Закон определяет гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, на территории Челябинской области.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, предоставляются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 2-4 ст. 17 Закона Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при исполнении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в течение одного полного срока полномочий – 55 процентов, двух и более сроков полномочий – 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности,

Размер ежемесячного денежного вознаграждения для исчисления
доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.

Положения, изложенные в части 2 настоящей статьи, не действуют в случаях: 1) отзыва выборного должностного лица местного самоуправления избирателями; 2) вступления в отношении выборного должностного лица местного самоуправления в законную силу обвинительного Приговора суда; 3) отрешения от должности выборного должностного лица местного самоуправления, являющегося главой муниципального образования в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом; 4) удаления в отставку выборного должностного лица местного самоуправления, являющегося главой муниципального образования, в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются уставами муниципальных образований или иными муниципальными правовыми актами.

В силу ст. 22 Закона Челябинской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, гарантии осуществления полномочий которых, установленные нормативными правовыми актами местного самоуправления, снижаются по сравнению с гарантиями, предусмотренными настоящим Законом, настоящий Закон применяется после истечения срока полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Текст Закона опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 10 апреля 2008 года № 66.

В судебном заседании установлено:

Акулов *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в размере <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере <данные изъяты> (л.д. 9, 24, 156).

ДД.ММ.ГГГГ истец избран председателем Борисовского сельского Совета,
ДД.ММ.ГГГГ – назначен главой сельской администрации на территории Борисовского сельского Совета, с ДД.ММ.ГГГГ – глава Борисовской сельской администрации, ДД.ММ.ГГГГ – уволен по собственному желанию (л.д. 19, 21, 141-154).

ДД.ММ.ГГГГ Акулов *.*. обратился в администрацию Борисовского сельского поселения с заявлением о начислении надбавки к трудовой пенсии (л.д. 139-140).

ДД.ММ.ГГГГ глава Борисовского сельского поселения отказал истцу в установлении и выплате добавки к пенсии, ссылаясь на то, что право на такую доплату возникает не ранее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108-109).

ДД.ММ.ГГГГ Акулов *.*. с заявлением о начислении надбавки к трудовой пенсии обратился в администрацию Пластовского муниципального района (л.д. 10-11).

ДД.ММ.ГГГГ истцу повторно отказано в установлении и выплате доплаты к пенсии, поскольку действие Закона Челябинской области от 27 марта 2008 г. № 245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» на периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не распространяется (л.д. 12-13).

Суд считает отказ в установлении и выплате доплаты к трудовой пенсии законным и обоснованным по следующим основаниям.

В пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и должности федеральных государственных служащих» содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа за счет собственных средств.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право на своем законодат и за счет собственных средств самостоятельно определять условия дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим.

В соответствии с ч. 1, 8 ст. 18 Федерального закона от 28 августа
1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Челябинской областной Думы от 29 сентября 1995 г. № 261, вступившим в силу со дня его опубликования было принято Положение «О главе муниципального образования – выборном должностном лице местного самоуправления Челябинской области» (утратило силу с 19 ноября 1998 года)

Согласно ст. 9 Положения социальные гарантии выборных должностных лиц муниципальных образований определялись в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

В соответствии с пунктами 2-4 ст. 24 Закона Челябинской области от 29 октября 1998 г. № 56-ЗО «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области» (с изменениями от 28 июня, 25 октября 2001 г., 26 августа 2004 г.) гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы
сумма трудовой пенсии (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при исполнении лицом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, своих полномочий в течение одного полного срока полномочий – 55 процентов, двух и более сроков полномочий – 75 процентов среднемесячного денежного содержания по замещаемой должности на момент увольнения с должности.

Размер среднемесячного денежного содержания для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 1,8 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности.

Положения, изложенные в пункте 2 настоящей статьи, не действуют в случаях: а) отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления избирателями; б) вступления в законную силу обвинительного Приговора суда в отношении указанных должностных лиц; в) признания выборов главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления недействительными; г) отрешения главы муниципального образования от должности в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Закон Челябинской области от 29 октября 1998 г. № 56-ЗО «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области» вступил в силу со дня его официального опубликования (ст. 27 Закона)

С момента вступления в силу настоящего Закона признано утратившим силу Постановление Челябинской областной Думы от 29 сентября 1995 года № 261 «О положении «О главе муниципального образования – выборном должностном лице местного самоуправления Челябинской области» (ст.
28 Закона).

Текст Закона опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 19 ноября 1998 г. и в «Сборнике законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области», № 10, октябрь 1998 года.

Устав муниципального образования «Борисовский сельсовет» города Пласта, утвержденный Постановлением Борисовского сельского Совета 26 октября 1999 года № 17 доплату к трудовой пенсии главе сельсовета не предусматривал.

Уставом Борисовского сельского поселения, утвержденным Постановлением Совета депутатов Борисовского сельского поселения от 30 июня 2005 года № 10, главе поселения предоставлялись гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов (ст. 28 Устава, л.д. 75).

Ст. 28 Устава Борисовского сельского поселения (зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 01 декабря 2006 года) предусматривала выплату гражданину Российской Федерации, осуществлявшему полномочия главы поселения, за счет средств бюджета поселения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с законодательством Челябинской области.

Решением Совета депутатов Борисовского сельского поселения от 28 августа 2008 года № 17 в Устав Борисовского сельского поселения были внесены изменения (зарегистрированные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 12 сентября 2008 года), статья 28 изложена в новой редакции, в части назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии соответствующей ст. 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 г. № 245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Муниципальный правовой акт, устанавливающий условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, до настоящего времени не издан.

Согласно Положению о порядке установления, условиях выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии
главе Пластовского муниципального района, депутатам Собрания депутатов Пластовского муниципального района, осуществляющим полномочия на постоянной основе, утвержденному Решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 28 апреля 2011 года № 72, право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии имеют граждане Российской Федерации, осуществлявшие полномочия главы района, полномочия депутата на постоянной основе, с даты назначения им трудовой пенсии, либо досрочно оформленной в установленном действующим законодательством порядке и независимо от времени прекращения исполнения обязанностей, но не ранее 28 августа 1995 года (п. 1.3 Положения, л.д. 102).

Нормативное регулирование вопросов пенсионного обеспечения глав муниципальных образований в Челябинской области началось с 1998 года после принятия Закона Челябинской области от 29 октября 1998 г. № 56-ЗО «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области».

Субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять дополнительные социальные гарантии, предоставляемые за счет собственных средств, и круг лиц, которым эти гарантии предоставляются. При этом установление такой доплаты является в соответствии с указанными выше требованиями федерального законодательства правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что в указанные истцом периоды он действительно осуществлял полномочия главы муниципального образования (что при соблюдении иных требований действующего законодательства дает право на пенсию по выслуге лет), в данном конкретном случае не порождает возникновение не зависящего от стажа государственной и муниципальной службы права на доплату к трудовой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Акулову *.*. в иске к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным
отказа в назначении доплаты к пенсии, возложении обязанности по выплате доплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ