Арбитражная практика

Об оспаривании действий Центральной акцизной таможни. Решение от 15 июня 2011 года № 2-1824-11/10с. Москва.

Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Подмарковой *.*., при секретаре Ащеуловой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1824-11/10с по заявлению Гилярова *.*. об оспаривании действий Центральной акцизной таможни,

Установил:

Заявитель Гиляров *.*. обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании действий ЦАТ, указывая в обоснование требований, что <дата> он обратился в ФТС Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) с просьбой выдать ему паспорт транспортного средства на принадлежащий заявителю автомобиль Dodge Intrepid, приобретенной Гиляровым Н.В, в республике Беларусь <дата>

Письмом от <дата> заявителю было сообщено об отказе в выдаче ПТС, поскольку экологический класс его автомобиля ниже действующего ЕВРО-4, и не
может быть выпущен в обращение на территории РФ.

На основании изложенного, заявитель просит признать действия таможни незаконными, обязать ЦАТ выдать паспорт транспортного средства, взыскать с ЦАТ компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Заявитель Гиляров *.*. в настоящее судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно, надлежащим образом, направил в суд ходатайство, согласно которому на требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Центральной акцизной таможни по доверенности И. в судебное заседание явился, в удовлетворении требований Гилярова Н., просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав мнения представителя ЦАТ, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований Гилярова *.*. по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть указаны в законе.

Согласно п. 1 ст. 153 Таможенного кодекса Таможенного союза пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

В силу ч. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В судебном заседании установлено, что Гиляров *.*. <дата> приобрел автомобиль Dodge
Intrepid, в связи с чем, он обратился к начальнику Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, которое, согласно отметке, поступило в таможню <дата>.

Как указано в данном заявлении, автомобиль Dodge Intrepid ввезен и расторможен на территории <адрес> до <дата>

В целях исполнения функции по выдаче паспортов на транспортерные средства, ввезенные из <адрес>, Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) ЦАТ обратился с запросом в ФГУП ВНИИМАШ, в котором просит предоставить сведения, в том числе об экологическом классе автомобиля истца.

Согласно ответу ФГУП ВНИИМАШ, экологический класс автомобиля Dodge Intrepid не соответствует экологическому классу Евро 4.

Письмом от <дата> Гилярову *.*. сообщено об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что приобретенное им транспортное средство не отвечает требованиям регламента и не может быть выпущено в обращение на территории РФ.

Из материалов дела усматривается также, что в ответ на запрос ЦАТ письмом от <дата> ВНИИМАШ сообщило, что для подтверждения соответствия транспортного средства Dodge Intrepid экологическому классу 4 необходимо проведение испытаний аккредитованной на такие работы лабораторией или Технической службой страны-члена Женевского Соглашения 1958 года. Сертификат соответствия от <дата> №С-№ не содержит ссылок на соответствующий протокол испытаний. Таким образом, данный сертификат нельзя признать обоснованно выданным, а содержащаяся в нем информация об экологическом классе недостоверна.

Данные
обстоятельства подтверждаются материалами дела, не вызывают у суда сомнений, так как никем не опровергнуты.

В своем заявлении заявитель просит суд обязать ЦАТ выдать на вышеуказанный автомобиль новый ПТС, поскольку им был представлен сертификат соответствия автомобиля нормам ЕВРО-4, на основании которого таможенным органом определяется экологический класс транспортного средства.

В п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П отражено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных в таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюде6ние мер экономической политики и других ограничений тарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).

Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям ч. 1 ст. 131 ТК РФ, без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, практически означало бы их выпуск в свободное обращение без
таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера.

Порядок выдачи ПТС на транспортные средства регулируется приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от <дата> №, которым утверждено Положение о-паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

Согласно п. 57 Положения паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

В соответствии с указанным Положением необходимыми условиями для выдачи ПТС на транспортные средства их собственникам являются прохождение транспортным средством таможенного оформления (совершение таможенных операций), уплата таможенных платежей, соответствие экологического класса требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 (далее - Регламент).

В силу ст.
17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» в отношении транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, таможенное оформление (совершение таможенных операций) и таможенный контроль при ввозе в Российскую Федерацию не производятся.

Как пояснил представитель ЦАТ, с связи с отсутствием данных относительно транспортного средства Dodge Intrepid, на портале ФТС России (информационно-справочная система ФТС России), таможенным постом был направлен запрос в Минскую Центральную таможню ГТК Республики Беларусь о прохождении вышеуказанным транспортным средством таможенного оформления в Республики Беларусь до 01.01.2010. Согласно информации, поступившей из Минской Центральной таможни ГТК Республики Беларусь, вышеуказанное транспортное средство является товаром Таможенного союза, в отношении него таможенное оформление (совершение таможенных операций) и таможенный контроль при ввозе в Российскую Федерацию не производятся.

При этом, в рамках исполнения функции по выдаче ПТС уполномоченные таможенные посты проверяют соответствие автомобилей требованиям Регламента.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609» оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления
паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиям к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

В силу п. 10 Регламента запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса.

Согласно п. 14 Регламента с 1 января 2010 на территории Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4.

Поскольку у таможенного поста возникли сомнения при отнесении указанного транспортного средства к действующему экологическому классу, ввиду наличия информации о возможности несоответствия указанного автомобиля Dodge Intrepid, требованиям экологического класса 4, таможенный пост направил письмо от <дата> № в ФГУП ВНИИНМАШ, осуществляющему функции экспертной организации (в соответствии

с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 № 733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств»), с просьбой подтвердить соответствие автомобиля Dodge Intrepid, экологическому классу 4.

Как установлено судом выше, в ответ на запросы ЦАТ ФГУП ВНИИНМАШ информировал таможенный пост о том, что автомобиль Dodge
Intrepid, экологическому классу 4 не соответствует.

На основании изложенного суд находит, что в связи с несоответствием автомобиля требованиям Регламента, ЦАТ правомерно отказала Гилярову *.*. в выдаче ПТС.

Иные доводы, изложенные Гиляровым *.*. в заявлении суд отклоняет, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат выводам суда, изложенным выше.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Гилярова *.*. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Гилярова *.*. об оспаривании действий Центральной акцизной таможни - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через суд в течение 10 дней.

Судья: