Арбитражная практика

О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; иск удовлетворен.. Решение от 04 октября 2011 года №. Ульяновская область.

04 октября 2011 года г.Инза районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Дунина *.*.,

при секретаре Марфиной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базина *.*. к муниципальному образованию Инзенское городское поселение, муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установила:

Базин *.*. обратился в суд с иском к муниципальному образованию Инзенское городское поселение, муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение о признании права собственности на жилое помещение - квартиру... в доме... по ул.... в г. Инза
в порядке приватизации.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом в качестве третьих лиц к участию по делу привлечены Базина *.*., Базина *.*. и Базин *.*..

В судебном заседании истец Базин *.*. исковые требования поддержал и пояснил, что на основании ордера №10, выданного в 1978 году, ему на состав семьи 4 человека: на него, жену Базину *.*., детей Базина *.*. и Базину *.*. была предоставлена двухкомнатная квартира №... в доме... по ул.... в г. Инза. Квартира была ведомственной, принадлежала заводу «Теплоприбор». В настоящее время в квартире зарегистрирован и проживает только он. С намерением приватизировать квартиру 11.08.2011 года обратился с соответствующим заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение. В бесплатной передаче жилого помещения в собственность ему было отказано из-за того, что дом не был включен в реестр муниципальной собственности. Отказ в приватизации считает незаконным, поскольку квартира и в целом дом должен был быть передан в муниципальную собственность. Ранее участия в приватизации не принимал. Просит удовлетворить его требования.

Третьи лица Базина *.*., Орлова *.*., Базин *.*. в судебном заседании с исковыми требованиями Базина *.*. согласились, пояснив, что не желают принимать участие в приватизации квартиры.

Представитель ответчика МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Инзенское городское поселение в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, оставляя Решение на усмотрение суда. В отзыве на иск указывает, что приватизация жилого помещения, расположенного по адресу г. Инза ул.... кв.... невозможна, так как указанный дом не относится к муниципальной собственности и не включен в реестр муниципального
имущества.

Представитель ответчика МО Инзенское городское поселение в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ответчика, полагаясь на законное Решение суда.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав истца, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и республик в составе РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую), либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 6 вышеуказанного Закона предусматривает, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Из материалов дела усматривается, что квартира... по ул.... дом... в г. Инза была предоставлена Базину *.*. на состав семьи 4 человека: Базин *.*., Базина *.*. (жена), Базина *.*.,... года рождения (дочь), Базин *.*.,... года рождения (сын) по ордеру №10, выданному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 06.02.1978 года.

В судебном заседании установлено, что дом... по ул.... в г. Инза ранее относился к ведомственному жилому фонду – находился на
балансе завода «Теплоприбор». Впоследствии завод «Теплоприбор» акционировался, а в настоящее время ликвидирован. На день рассмотрения спора о приватизации дом №... по у.... в г. Инза не включен в Реестр муниципальной собственности МО Инзенское городское поселение. Однако, по мнению суда, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в передаче истцу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, исходя из следующего.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривалось, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем они балансе находились, должны были передаваться в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В декабре 1992 года были внесены существенные изменения в ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно этим изменениям при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на
приватизацию жилья.

Эта же норма была воспроизведена в ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», вступившего в силу 23 января 1993 года. Кроме того, в целях сохранения функционального назначения и установления порядка приватизации объектов социальной инфраструктуры п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения приватизируемых предприятий» было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли включаться объекты жилищного фонда.

В постановлении от 24.08.1993 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, оценивая правомерность отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены
условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

Согласно справке №8 и копии паспорта Базин *.*. в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает с 27.12.1980 года по настоящее время. Кроме истца на день рассмотрения дела в квартире никто не зарегистрирован и не проживает. Базина *.*., Базин *.*., Орлова (Базина) *.*. от приватизации квартиры отказались в пользу Базина *.*.

Из сообщения Управления Федеральной государственной регистрационной службы РФ по Ульяновской области усматривается, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации права собственности Базина *.*. на основании договора приватизации. В Инзенском филиале УГПТИ также отсутствуют сведения о наличии приватизированного жилья у истца. Таким образом, ранее истцом право на приватизацию не было использовано.

Учитывая изложенное, суд считает, что истец имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, а именно двухкомнатной квартиры №... в доме №... по ул.... в г.Инза Ульяновской области.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

Решила:

Исковые требования Базина *.*. удовлетворить.

Признать за Базиным *.*. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение – квартиру №... в доме №... по ул.К.Маркса в г.Инза Ульяновской области

Вступившее в законную силу Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на
вышеуказанное жилое помещение за Базиным *.*. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней.

Судья: