Арбитражная практика

По иску прокурора о возложении обязанности на МОУ Буруканская СОШ оборудовать устройством молниезащитой. Решение от 22 декабря 2008 года № 2-184-2011. Забайкальский край.

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш *.*., при секретаре Алексеевой *.*., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова *.*., представителя ответчиков - МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» и администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгиной *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты, суд

Установил:

22.06.2011 прокурор Газимуро-Заводского района обратился в Газимуро-Заводский районный суд с иском о возложении на МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты.

В судебном
заседании помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов *.*. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

По существу помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов *.*. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа».

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего противопожарного законодательства здание МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано устройством молниезащиты.

По мнению прокурора, установка устройства молниезащиты на здание образовательного учреждения направлена на обеспечение безопасности учащихся. Отсутствие устройства молниезащиты в здании МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, то есть неопределенного круга лиц, следовательно, влечет нарушение их конституционных прав.

Представитель ответчиков – МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» и администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгина *.*. требования прокурора признала в полном объеме, просила суд удовлетворить.

Суд разъяснил представителю ответчиков Парыгиной *.*. последствия признания иска, регламентированные ст.173 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими отклонению.

Данный вывод основан на следующем анализе.

В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми.

Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории
Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Газимуро-Заводского района проверки выявлено, что здание МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано устройством молниезащиты. Данное обстоятельство подтверждает информация начальника РУО администрации МР «Газимуро-Заводский район» Овчинниковой *.*..

В соответствии с частью первой, второй статьи первой Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни. Здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции и эксплуатации.

В силу статьи 50 указанного выше закона, исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

применением электрооборудования, соответствующего классу пожарной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок и других устройств, приводящих к появлению источников зажигания;

применения оборудования и
режимов проведения технологического процесса, исключающее образование статического электричества;

устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования;

поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов, поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

применение пожаробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный;

Таким образом, в силу положений указанной нормы обеспечение пожарной безопасности здания достигается применением одного или нескольких вышеуказанных способов, при этом устройство молниезащиты, не является обязательным условием пожарной безопасности здания, которая достигается на основании применения комплекса мер.

В судебном заседании прокурором не представлено доказательств того, что состояние рассматриваемого объекта - МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» не соответствует требованиям пожарной безопасности, что не позволяет обеспечить требуемый уровень противопожарной безопасности по осуществлению общеобразовательной деятельности.

В соответствии с п.3.19 СНиП 31-06-2003 «Общественные здания и сооружения» молниезащита должна быть выполнена при наличии на кровле здания ТВ-антенны, трубостоек воздушных линий связи (ВЛС) и проводного радиовещания (ПВ).

При этом, речь идет не о молниезащите всего здания (само здание не требует молниезащиты), а только лишь о ТВ-антеннах и трубостойках ВЛС и ПВ, которые должны быть защищены от атмосферного электричества во избежание возможного возгорания бытовой радио-телевизионной аппаратуры при прохождении электрического разряда атмосферного электричества большой мощности через линии ВЛС и ПВ во время грозы.

Для молниезащиты ТВ-антенн и трубостоек ВЛС и ПВ не требует монтаж отдельного молниеприемного устройства, поскольку в данном случае, молниеприемником является сама ТВ-антенна и трубостойки ВЛС
и ПВ.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других общеобразовательных учреждений ППБ-101-89, утвержденными Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 года № 541, установлены требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Пунктом 1.3 указанных Правил предусмотрено, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие.

Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ № 280 от 30.06.2003 устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства.

Пунктом 4.7 указанной Инструкции предусмотрено, что необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий.

Таким образом, в СНиП 31-06-2003 «Общественные здания и сооружения» речь идет только о выполнении защитных мероприятий от атмосферного электричества наружной ТВ-антенны,
стоек воздушной линии связи и проводного вещания, но не всего здания.

Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается проектной организацией на стадии «Проект» разработки проектной документации.

Согласно пунктов 1, 15 таблицы 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122.87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987 устройство молниезащиты устанавливается в зданиях и сооружениях или их частях, которые согласно правилам устройства электроустановок относятся к зонам классов В-1 и В-11, а также в школах, расположенных в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов. Не действует.

Сведений о средней продолжительности гроз в Газимуро-Заводском районе, прокурором не предоставлено. Данный факт никоим образом не установлен в судебном заседании.

Также прокурором не представлены данные о количестве зарегистрированных на территории Газимуро-Заводского района случаев пожара, возникших по причине попадания грозового разряда от молний, как и не представлены сведения о случаях оказания медицинской помощи пострадавшим в результате поражения молнией.

Изложенное выше не позволяет суду прийти к однозначному выводу о том, что отсутствие устройства молниезащиты в здании МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и влечет нарушение их конституционных прав.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежат отклонению.

Учитывая изученные материалы гражданского дела, суд не принимает во внимание факт признания исковых требований прокурора представителем ответчиков Парыгиной *.*., поскольку это обстоятельство не соответствует нормам закона.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на МОУ «Буруканская средняя общеобразовательная школа»
и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение десяти суток со дня его оглашения.

Судья *.*. Хайруш