Арбитражная практика

Постановление от 08 ноября 2007 года № А69-515/2007. По делу А69-515/2007. Российская Федерация.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

08 ноября 2007 года

Дело №

А69-515/07-11

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Хасановой *.*.

судей: Кирилловой *.*., Филипповой *.*.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Тувинский республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

на Решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «20» июля 2007 года по делу № А69-515/07-11

принятое судьей Ажи *.*.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя апелляционной жалобы государственного учреждения здравоохранения «Тувинский республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Кольчикова *.*. – представитель по доверенности от 15.04.2007

Протокол настоящего судебного заседания велся Тахтараковой *.*.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 07 ноября 2007 года.
В полном объеме Постановление изготовлено 08 ноября 2007 года.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» обратилось с иском к Тувинскому республиканскому Центру по профилактике и борьбе со СПИД, заявив, с учетом уточнения, следующие требования:

-истребовать из чужого незаконного владения нежилые помещения хозяйственного корпуса с 1 по 2, 2 «а», с 3 по 8, 8 «а», с 9 по 10, 10 «а», с 11 по 16, 16 «а», 16 «б», 16 «в» с 21 по 23, обще Ф.И.О. площадью 173,3 кв.м., расположенные на 1 этаже по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д. 116, строение «В»;

признать недействительным:

договор № 53/2 от 22.08.2005г. заключенный между ответчиком и Агентством по управлению имуществом Республики Тыва о закреплении указанных помещений за ответчиком на праве оперативного управления;

акт приёма-передачи от 22.08.2005г. нежилых помещений;

свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления серии АА-17 № 032844 от 26.01.2006г., выданное ответчику Управлением Федеральной регистрационной службы по Республики Тыва на нежилые помещения;

4)запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.01.2006г. о регистрации № 17-17-01/035/2005-327 нежилых помещений на праве оперативного управления за ответчиком;

государственную регистрацию права оперативного управления ответчика на спорные нежилые помещения;

исключить из реестра государственной собственности Республики Тыва, утвержденного Постановлением Верховного Хурала Республики Тыва №1372 от 20.03.2002, запись под №40 об объекте недвижимости Тувинского республиканского Центра клинической иммунологии на здание находящееся по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д. 116, в том числе, нежилые помещения хозяйственного корпуса с 1 по 2, 2 «а», с 3 по 8, 8 «а», с 9 по 10, 10 «а», с 11 по 16, 16 «а»,
16 «б», 16 «в» с 21 по 23, обще Ф.И.О. площадью 173,3 кв.м., расположенные на 1 этаже по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д.116, строение «В»

Определением от 19.04.2007 года в качестве соответчиков по делу привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы, Агентство по управлению имуществом Республики Тыва ( Указом председателя правительства Республики Тыва № 211 от 29.12.2006г. Агентство преобразовано в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва). Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, привлечено Территориальное управление Федерального агентство по управлению федеральным имуществом по Республике Тываправление Федерального им самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца привлечено Территориальное агентство п

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 20.07.2007 года иск удовлетворен частично. Признан недействительным договор №53/2 от 22.08.2005г.; свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления серии АА-17 №032844 от 26.01.2006, выданное Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Тыва; запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.01.2006 №17-17-01/035/2005-372 с обязанием исключить её из ЕГРП; исключена из реестра государственной собственности Республики Тыва запись под № 40.

Суд обязал государственное учреждение здравоохранения «Тувинский республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями освободить Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» нежилые помещения с 1 по 2, 2 «а», с 3 по 8, 8 «а», с 9 по 10, 10 «a», c l1 по 16, 16 «а», 16 «б», 16 «в» с 21 по 23, обще Ф.И.О. площадью 173,3 кв.м., расположенные на 1 этаже по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д. 116, строение «В».

В остальной
части иска отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, государственное учреждение здравоохранения «Тувинский республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20.07.2007 по делу № А69-515/07-11 отменить, принять новое Решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь при этом на следующее:

истец не является стороной договора № 53/2 от 22.08.2005г., согласно которому Центру переданы несколько помещений;

свидетельство о государственной регистрации права не может быть признано недействительным, поскольку это не самостоятельный акт, а акт вторичный, подтверждающий наличие записи в реестре. Признание недействительной записи в ЕГРП, исключение записи из ЕГРП и исключение из Реестра государственной собственности записи может осуществляться только собственником;

суд необоснованно признал за истцом право пользования спорными помещениями. Свидетельство истца о внесении записи в Реестр федерального имущества является незаконным, т.к. не содержит в себе оснований передачи и конкретных данных об имуществе;

судом не дана оценка договору аренды № 152 от 01.11.2002г.;

судом не обоснованно не применена статья 199 Гражданского кодекса о сроке исковой давности, поскольку спорное имущество стало республиканским 20.03.2002 года.

В судебном заседании заявитель жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.

Истец представил пояснения, в которых поддержал заявленные им требования, полагает, что на основании ст.ст. 13, 166, 168, 209, 301,305 Гражданского кодекса признание незаконными свидетельства, иных актов государственной регистрации права оперативного управления ответчика, является законным и обоснованным.

Соответчики и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, мнение по жалобе не выразили.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса дело рассматривается в
отсутствии указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства:

Решением исполнительного комитета Кызыльского городского Совета народных депутатов № 346 от 24.06.1981 года утвержден акт государственной комиссии «О приемке в эксплуатацию комплекса республиканской санэпидстанции». Комплекс передан на баланс Республиканской санэпидстанции. (л.д. 111, том № 2)

Постановлением Совета Министров Тувинской АССР № 372 от 28.10.1991г. санэпидемслужба Министерства здравоохранения Республики Тыва передана в ведение Государственного комитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора. Учреждения санэпидслужбы Республики Тува выведены из подчинения Министерства здравоохранения республики с момента передачи их Госкомитету РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора. (л.д. 21, том № 1). Согласно приложению к указанному постановлению в перечень учреждений, передаваемых Госкомитету РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора вошла Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция Министерства здравоохранения Республики Тува.

Между Государственным комитетом Республики Тува по управлению госимуществом с правами территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации (Собственник) и Тувинским республиканским центром Госсанэпиднадзора (Предприятие) заключен договор о закреплении на праве хозяйственного ведения за Предприятием находящихся на его балансе основных и оборотных средств. В перечне основных фондов республиканского центра госсанэпиднадзора по состоянию на 01.04.1995г. значится административное здание 1981 года ввода в эксплуатацию, закрепленное за республиканским ЦСЭН. (л.д. 42, том № 1).

Постановлением администрации г. Кызыла от 22.03.2000г. № 398 зарегистрировано Федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Тыва», расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 116. Согласно Уставу учреждение входит в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, является правопреемником санитарно-эпидемиологической станции Республики Тува, переименованной в центргоссанэпиднадзора приказом Госкомитета РСФСР от 25.07.1991г. № 8. (л.д. 68, 69). В составе перечня объектов недвижимости Центра указаны:
административное здание, дезкорпус, хозкорпус, склад бакпрепаратов (л.д. 78, том № 1).

Распоряжением Правительства РФ от 13.01.2005г. № 23-р предусмотрено создать 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, путем реорганизации в форме слияния 2 218 федеральных государственных учреждений – центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Росимуществу предписано закрепить в оперативном управлении за образуемыми федеральными государственными учреждениями здравоохранения относящееся к федеральной собственности имущество реорганизуемых учреждений. (л.д. 64, том № 1)

Во исполнение указанного распоряжения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 59 от 20.01.2005г. утвержден устав ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» (л.д. 79). В соответствии с уставом, Центр входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Центр создан путем слияния 19-ти центров государственно-эпидемиологического надзора, существовавших на территории республики и является их правопреемником, имеет 9 филиалов. Место нахождения Центра – г. Кызыл, ул. Калинина, д. 116. (л.д. 81-96, том № 1)

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 5-205 от 15.09.2005г. закреплено государственное имущество на праве оперативного управления за ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» согласно прилагаемому к распоряжению акту приема-передачи. (л.д. 100). В сводном акте приема-передачи под № 1 указан хозяйственный корпус площадью 1013,7 кв.м., передаваемый от ФГУ ЦГСЭН в Республике Тыва в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва. (л.д. 102). В передаточном акте от 20.12.2005г. № 11, конкретизирован адрес хозяйственного корпуса : г. Кызыл, ул. Калинина, д. 116.(л.д. 49, том № 1).

Согласно выписке из реестра государственного имущества Российской Федерации
от 24.08.2005г., представленной территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по республике Тыва, объект «Хозяйственный корпус», расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 166 является собственностью Российской Федерации, закреплен за ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Тыва».(л.д. 7, том № 2)

В соответствии с Уставом ГУЗ «Тувинский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» является учреждением, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Министерство здравоохранения Республики Тыва. Создано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Тувинской АССР от 16.02.1990г. № 72 на основании приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 24.04.1989г. № 62. Пунктом 4.1 предусмотрено, что имущество учреждения является государственной собственностью Республики Тыва, закреплено за учреждением на праве оперативного управления. (л.д. 127, том № 2)

По договору от 09.02.1992г. часть помещений Тувинского Республиканского центра санэпиднадзора (Арендодатель) передано Тувинскому центру клинической иммунологии (Арендатор) в том числе часть хозкорпуса под лабораторию СПИД (л.д. 78, том № 2)

Тувинский центр клинической иммунологии письмом № 47 от 12.08.1997г. просил главного врача Госсанэпиднадзора Республики Тыва передать на баланс производственные помещения площадью 254 кв.м.(л.д. 10, том № 2).

Республиканский центр Госсанэпиднадзора в письме от 13.08.1997г. просил председателя государственного комитета Республики Тыва по управлению Госкомимуществом разрешить передачу части производственных помещений (272,4 кв.м.) в хозкорпусе, занятую лабораторией Тувинского центра клинической иммунологии (центр по профилактике и борьбе со СПИД) с баланса республиканского центра Госсанэпиднадзора на баланс Тувинского центра клинической иммунологии (л.д. 9, том № 2)

Первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации в письме от 16.07.1997г. сообщил главному врачу центра Госсанэпиднадзора в Республике Тыва, что не возражает против передачи в установленном порядке
на баланс Республиканского центра по борьбе и профилактике СПИД арендуемых указанным учреждением у Республиканского центра госсанэпиднадзора производственных помещений площадью 254 кв.м.(л.д. 12, том № 2)

По акту от 13.08.1997г. республиканский центр Госсанэпиднадзора при участии Госкомимущества Республики Тыва сдал, а Тувинский центр клинической иммунологии принял на баланс часть площадей хозяйственного корпуса площадью 272,4 кв.м.(по наружному обмеру или 254 кв.м. – внутренняя площадь)(л.д. 13, том № 2)

В реестр государственной собственности Республики Тыва под № 40 включен Тувинский республиканский центр клинической иммунологии, находящийся по адресу: г. Кызыл ул. Калинина, 116 с балансовой стоимостью основных фондов 390,5 тыс. руб., включая помещения площадью 243,2 кв.м., расположенные в здании по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 116 (л.д. 8, 126, том № 2)

Между Агентством по управлению имуществом Республики Тыва и государственным учреждением «Тувинский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД» заключен договор № 53/2 от 22.08.2005г. о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления. По акут приема-передачи от 22.08.2005г. Агентством передан ответчику хозяйственный корпус, расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 116 площадью 243,2 кв.м., в том числе помещения с 1 по 2, 2 «а», с 3 по 8, 8 «а», с 9 по 10, 10 «а», с 11 по 16, 16 «а», 16 «б», 16 «в» с 21 по 23.

На основании указанного договора и акта от 22.08.2005г. Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Тыва осуществлена государственная регистрация права оперативного управления Тувинского республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИД на указанные нежилые помещения, общей площадью 243,2 кв.м. Выдано 26.01.2006г. свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 61,
том № 1). Кроме того, имущество внесено в реестр государственного имущества Республики Тыва (л.д. 8, том № 2)

Полагая неправомерным изъятие имущества Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, истец обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно статье 305 Кодекса права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Истцом заявлен виндикационный иск, под которым понимается внедоговорное требование не владеющего собственника к фактическому владельцу имущества о возврате последнего в натуре. Для предъявления подобного иска необходимо наличие одновременно ряда условий. Прежде всего требуется, чтобы собственник был лишен фактического господства над своим имуществом, которое выбыло из его владения вопреки его воле. Далее необходимо, чтобы имущество, которого лишился собственник, сохранилось в натуре и находилось в фактическом владении другого лица. Виндицировать можно только индивидуально-определенное имущество.

В соответствии с пунктом 5 раздела II приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы отнесены исключительно к федеральной
собственности.

Пунктом 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ предусматривалось, что начиная с 08 декабря 1994 года созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, созданные до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации предприятия и учреждения СЭС, как имущественные комплексы с их зданиями, имеющие специальную правоспособность, являлись обладателями прав хозяйственного ведения и оперативного управления на то имущество, которое они использовали в своей специальной деятельности.

В статье 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ предусмотрено, что помещения, здания и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности, передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имеющиеся в материалах дела доказательства: договор от 17.04.1995г. о закреплении за Тувинским республиканским центром Госсанэпиднадзора имущества на праве хозяйственного ведения с перечнем закрепляемых основных фондов (л.д. 42, том № 1), технический паспорт на здание хозяйственного корпуса (л.д. 29, том № 1) подтверждают использование учреждением санитарно-эпидемиологической службы хозяйственного корпуса, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, 116, в том числе на момент разграничения единой государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 предусмотрено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Министерством имущественных отношений Российской Федерации 06.04.1999г. выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Тыва» (л.д. 99, том № 1) Под реестровым номером 01700003 указан хозяйственный корпус, расположенный в Республике Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, 116, о чем свидетельствует выписка из реестра (л.д. 7, том № 2).

Таким образом, спорное имущество является федеральной собственностью.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 299 право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника.

В силу статьи 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Республика Тыва, не являясь собственником помещений в здании хозяйственного корпуса, не правомерно в лице Агентства по управлению имуществом Республики Тыва распорядилось указанным имуществом, заключив с государственным учреждением «Тувинский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД» договор № 53/2 от 22.08.2005г. о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления. На основании статьи 168 Гражданского кодекса указанный договор является ничтожным, как не соответствующий статьям 209 и 299 Кодекса.

Таким образом, требования истца о признании договора № 53/2 от 22.08.2005г. недействительным правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Регистрационная запись в ЕГРП о праве оперативного управления Тувинского республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИД на нежилые помещения, общей площадью 243,2 кв.м., основанная на ничтожной сделке, не может быть сохранена.

Довод ответчика о том, что истец не является стороной договора № 53/2 от 22.08.2005г., согласно которому Центру переданы несколько помещений, не влияет на возможность судебной защиты прав истца, полагающего себя законным владельцем спорного имущества.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В силу статьи 299 Кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника.

Как следует из договора о закреплении за государственным предприятием государственного имущества от 17.04.1995г. (л.д. 40, том № 1) и перечня основных фондов республиканского центра Госсанэпиднадзора на 01.04.1995г. в хозяйственное ведение Тувинского республиканского центра Госсанэпиднадзора передано здание хозяйственного корпуса 1983 года ввода в эксплуатацию вцелом.

Тувинский центр клинической иммунологии письмом № 47 от 12.08.1997г. просил главного врача Госсанэпиднадзора Республики Тыва передать на баланс производственные помещения площадью 254 кв.м.(л.д. 10, том № 2).

По акту от 13.08.1997г. республиканский центр Госсанэпиднадзора при участии Госкомимущества Республики Тыва сдал, а Тувинский центр клинической иммунологии принял на баланс часть площадей хозяйственного корпуса площадью 272,4 кв.м.(по наружному обмеру или 254 кв.м. – внутренняя площадь)(л.д. 13, том № 2)

О передачи части здания хозяйственного корпуса площадью 270,1 кв.м. (общая площадь здания 1013,7) Тувинскому центру клинической иммунологии свидетельствует и запись в техническом паспорте на здание (л.д. 31 том № 1)

Доказательства возвращения указанной части здания истцу либо собственнику –Российской Федерации, отсутствуют.

Действительно, в сводном акте приема-передачи от 01.04.2005г. (л.д. 102 том № 1) под № 1 указано здание хозяйственного корпуса площадью 1013,7 кв.м., передаваемое истцу. Однако, в составленном позднее передаточном акте от 20.12.2005г. № 11, утвержденным территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва указана площадь хозяйственного корпуса 889,4 кв.м.(л.д. 49, том № 1) В соответствии с техническим паспортом на здание общая площадь хозяйственного корпуса – 1013,7 кв.м.

Указанные доказательства свидетельствуют, что переданная по акту от 13.08.1997г. правопредшественнику ответчика часть площадей хозяйственного корпуса, фактически им не была возвращена, а потому не могла быть передана собственником имущества – Российской Федерацией в оперативное управление истца.

В соответствии с уставом ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Тыва» (л.д. 69, том № 1) учреждение является правопреемником санитарно-эпидемиологической станции Республики Тува, переименованной в Центр госсанэпидемнадзора. В соответствии с Уставом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» (истец) учреждение является правопреемником в том числе ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Тыва» (л.д. 81, 82, том № 1). Следовательно, истец является правопреемником Тувинского республиканского Центра госсанэпидемнадзора.

Письмо Центра госсанэпидемнадзора от 13.08.1997г. (л.д. 9, том № 1), письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.1997г. (л.д. 12, том № 2), акт приема-передачи части производственных площадей от 13.08.1997г. (л.д. 13, том № 2), свидетельствуют о выбытии спорных площадей в здании хозяйственного корпуса по воле истца, что исключает возможность удовлетворения иска учреждения об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

С подобным иском при наличии на то оснований должен обратиться собственник имущества – Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

Факт передачи по акту от 13.08.1997г. республиканским центром Госсанэпиднадзора Тувинскому центру клинической иммунологии на баланс части площадей хозяйственного корпуса площадью 272,4 кв.м. не свидетельствует о переходе права собственности на указанные площади от Российской Федерации к её субъекту - Республики Тыва. Решение компетентного органа о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принято не было. Поэтому, внесение спорных помещений в реестр государственного имущества Республики Тыва произведено неправомерно.

Договор аренды № 152ф от 01.11.2002г. между государственным комитетом Республики Тыва по управлению государственным имуществом (Комитет), ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Республике Тыва» (Владелец) и Тувинским Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД (Арендатор) подписан в отношении ряда помещений в административном здании истца и не связан с предметом настоящего спора, ссылка ответчика на указанный договор не обоснована.

Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой права защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права;признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама по себе запись о регистрации, либо свидетельство о государственной регистрации права.

Конституционный суд в определении от 05 июля 2001г. № 132-0 указал, что «Государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

Таким образом, регистрация права оперативного управления Тувинского республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИД на нежилые помещения, общей площадью 243,2 кв.м Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не является ненормативным правовым актом, который может быть признан недействительным в соответствии со статьей 13 ГК РФ. Не может быть предметом иска и произведенная ответчиком запись регистрации права оперативного управления ответчика на спорные помещения и свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления.

Поскольку регистрирующий орган субъектом спорного правоотношения не является и не может быть надлежащим ответчиком по настоящему спору, в удовлетворении требований о признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления серии АА-17 № 032844 от 26.01.2006г., записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.01.2006г. о регистрации № 17-17-01/035/2005-372, государственной регистрации права оперативного управления ответчика, следует отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Судебный акт о признании недействительным договора № 53/2 от 22.08.2005г. о закреплении имущества за государственным учреждением «Тувинский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД» на праве оперативного управления является основанием для внесения записи о прекращении указанного права на основании заявления заинтересованного лица.

Как следует из представленной выписки из реестра государственного имущества Республики Тыва спорные помещения внесены в указанный реестр на основании постановления Верховного Хурала Республики Тыва от 20.03.2002г. № 1372 с изменениями и дополнениями от 28.04.2004г. № 770-ЗП-1. (л.д. 8, том № 2).

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Поскольку акт органа государственной власти, послуживший основанием для внесения спорного имущества в Реестр государственной собственности Республики Тыва не признан в установленном порядке недействительным, правовые основания для удовлетворения требования истца об исключении из Реестра государственной собственности Республики Тыва спорного объекта недвижимости, отсутствуют. В удовлетворении указанного требования следует отказать.дарственный реестр ючения имущества в реестр. Тыва спорных объект

В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению.

Суд первой инстанции, правомерно придя к выводу о том, что спорные помещения являются исключительно федеральной собственностью, дав справедливую оценку договору № 53/2 от 22.08.2005 года и доводам ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, неправомерно не применил положения статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, не дал оценки доказательствам выбытия спорного имущества из владения истца, не применил абзац второй пункта 1 и пункт 5 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и абзац второй статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие специальные способы защиты нарушенного права, предусмотренные названным законом и Кодексом.

Решение арбитражного суда Республики Тыва от 20.07.2007г. подлежит изменению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, учитывая что по существу требования ответчика об отмене полностью решения не удовлетворены.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от «20» июля 2007 года по делу № А69-515/07-11 изменить.

В удовлетворении иска ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» об истребовании из чужого незаконного владения нежилых помещений хозяйственного корпуса с 1 по 2, 2 «а», с 3 по 8, 8 «а», с 9 по 10, 10 «а», с 11 по 16, 16 «а», 16 «б», 16 «в» с 21 по 23, обще Ф.И.О. площадью 173,3 кв.м., расположенных на 1 этаже по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д. 116, строение «В»

о признании недействительными:

свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления серии АА-17 № 032844 от 26.01.2006г.;

записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.01.2006г. о регистрации № 17-17-01/035/2005-327;

государственной регистрации права оперативного управления ответчика на спорные нежилые помещения;

и об исключении из реестра государственной собственности Республики Тыва, утвержденного Постановлением Верховного Хурала Республики Тыва №1372 от 20.03.2002, записи под №40 об объекте недвижимости юридического лица -Тувинского республиканского Центра клинической иммунологии находящегося по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, д. 116, отказать.

В остальной части Решение оставить без изменения.

Настоящее Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Хасанова

Судьи:

Кириллова

Филипова