Арбитражная практика

О признании незаконным бездействие по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения, возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора и ликвидацию несанкционированных свалок.. Решение от 15 августа 2011 года № 2-179/2011. Ульяновская область.

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Асанидзе *.*.,

при секретаре Казаковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Карсунское городское поселение» в лице администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о признании незаконным бездействие по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора и ликвидацию несанкционированных свалок,

Установил:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Карсунское
городское поселение» в лице администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» о признании незаконным бездействие по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на всей территории поселения в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать администрацию МО «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: на выезде из <адрес> по направлению в <адрес>, справа, в 50 метрах от автодороги; на выезде из <адрес>, в направлении в <адрес>, слева от автодороги в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В обосновании своих требований указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования «Карсунское городское поселение». Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Карсунское городское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными
для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными - правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следуем применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять
деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1., 2.2.2.).

Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствие к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В состав Карсунского городского поселения входят: 10 сел, поселков, деревень, наиболее крупными из которых являются: <адрес>; с. <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Несмотря на то, что вывоз отходов от населения <адрес> организован, указанной деятельностью занимается ООО «Жилкомсервис», в других населенных пунктах поселения указанная деятельность не ведется. Население самостоятельно вывозит отходы на свалки. Санкционированных свалок в поселении не имеется.

В нарушение вышеуказанных требований Закона администрацией муниципального образования «Карсунское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, в результате чего на территории поселения образовались несанкционированные свалки, расположенные:

-на выезде из <адрес> по направлению в <адрес>, справа, в 50-ти метрах от автодороги;

-на выезде из <адрес>, в направлении в <адрес>, слева от автодороги.

Номенклатура отходов различная: ТБО, строительный мусор, авторезина, и др. Объем отходов составляет около 100-150 куб.м. Общая площадь свалок около 7-8 тыс.кв.м.

Статьями 12, 13 Земельного кодекса РФ установлено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению,
другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления по сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Однако, в нарушение выше названных норм Закона, администрацией муниципального образования «Карсунское городское поселение» допущено захламление, загрязнение земель.

Указанные нарушения подтверждаются актом фиксации нарушений Комитета по Госэкоконтролю Ульяновской области от 11.07.2011 № 04-52/11 и объяснением от 12.07.2011 Главы администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» Азановым *.*.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об
охране окружающей среды». Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО «Карсунское городское поселение» на благоприятную окружающую среду, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.22, 45 ГПК РФ просят признать незаконным бездействие МО «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на всей территории поселения; возложить обязать на администрацию МО «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на всей территории поселения в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных: на выезде из <адрес> по направлению в <адрес>, справа, в 50-ти метрах от автодороги; на выезде из <адрес>, в направлении в <адрес>, слева от автодороги, в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Кузнецова *.*. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила суду, что на всей территории поселения не организован сбор и вывоз ТБО, поэтому образовались несанкционированные свалки, которые необходимо ликвидировать.

Представитель ответчика Селедкова *.*. в судебном заседании исковые требования не признала, вместе с тем суду пояснила, что по решению суда будут убирать несанкционированные свалки, в настоящее время сбор и вывоз ТБО организован только с территории р.п.Карсун, в остальных селах и поселках поселения не выделены специальные площадки для контейнеров и не установлены данные
контейнеры.

Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, полностью поддерживают исковые требования прокурора и просят их удовлетворить.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. На основании пункта 18 статьи 8 Устава муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора
и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Статьей 4 Устава муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области предусмотрено, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: рабочий поселок <адрес>, село <адрес>, поселок <адрес>, село <адрес>, поселок <адрес>, село <адрес>, деревня <адрес>, деревня <адрес>, село <адрес>, поселок <адрес>, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, проведена проверка на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе и вывозе отходов с территории муниципального образования «Карсунское городское поселение». В ходе данной проверки установлено, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора производится не со всей территории поселения. Также установлено, что на выезде из <адрес> по направлению в <адрес>, справа, в 50-ти метрах от автодороги; на выезде из <адрес>, в направлении в <адрес>, слева от автодороги расположены несанкционированные свалки отх номенклатуры (ТБО, строительный мусор, использованная авторезина и др. отходы). Таким образом, на территории
муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области нарушаются требования санитарно-эпидемиологической безопасности, установленные ч.2 ст.21, ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 10, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оценивая собранные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме. Так бездействие администрации МО «Карсунское городское поселение», подтверждается отсутствием организации сбора и вывоза ТБО и мусора со всей территории муниципального образования. В силу вышеуказанных нормативных актов, обязанность по организации сбора и вывоза ТБО и мусора на территории поселения лежит на администрации «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Учитывая климатические условия, объем накопившихся ТБО и мусора, численность входящих в территорию поселения населенных пунктов, суд считает, что предложенные прокурором сроки для устранения нарушений законодательства об охране среды при сборе и вывозе отходов, будут достаточными для организации сбора и вывоза отходов на всей территории муниципального образования и очистки земель на данной территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на всей территории поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на всей территории
поселения в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных:

на выезде из <адрес> по направлению в <адрес>, справа, в 50 метрах от автодороги;

на выезде из <адрес>, в направлении в <адрес>, слева от автодороги, - в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней.

Судья: *.*. Асанидзе