Арбитражная практика

О признании незаконным снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда и предоставлении жилого помещения. Решение от 14 октября 2011 года № 2-1178/2011. Республика Коми.

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной *.*.

с участием прокурора Ишиной *.*.

при секретаре Балашовой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 14 октября 2011 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах *.*. В. к администрации “П“, администрации “У“ о признании незаконным снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда и предоставлении жилого помещения,

Установил:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах *.*. В. с иском к администрации “П“ об обязании предоставить вне очереди *.*. В. благоустроенное жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. В обоснование требований указал, что истец является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней не было закреплено жилое помещение, жилья в настоящее время она не имеет. Соответственно, имеет право на предоставление жилья по договору социального найма вне очереди.

В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным действия администрации “П“ по снятию *.*. В. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, восстановить *.*. В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязать администрацию “У“ предоставить *.*. В. благоустроенное жилое помещение на состав семьи **** человек общей площадью не менее **** кв.м.

Судом в качестве соответчика была привлечена администрация “У“

В судебном заседании прокурор настаивал на уточненных исковых требованиях.

Дело рассматривается в отсутствие истца *.*. В., извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика - администрации “П“ извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. Из пояснений, данных представителем администрации “П“в предыдущих судебных заседаниях следует, что исковые требования он не признает.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика - администрации “У“ извещенного о времени и месте судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва, представленного в суд, следует, что исковые требования он не признает.

Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании было установлено:

родилась **.**.**.

Мать истицы – *.*. И. умерла
**.**.**, сведения об отце отсутствуют.

являлась воспитанницей Детского дома №... (ранее школа-интернат №...), в **** году была переведена в **** агрошколу-интернат (для детей-сирот).

Постановлением главы администрации ********** от **.**.** №... было указано на предоставление вне очереди благоустроенного жилья *.*. В. после окончания пребывания в госучреждении. До настоящего времени указное Постановление не исполнено.

По сведениям администрации “П“ *.*. В. состояла учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с **.**.**. Истцу предоставлялось жилое помещение по адресу: **********. Указанное жилое помещение представляет собой комнату в бывшем общежитии секционного типа с местами общего пользования. Однако, истец в указанном жилом помещении не проживала, в **** году выехала в **********.

Из письменных пояснений *.*. В. следует, что выезд в **** носил вынужденный характер, она не могла найти себе работу в **********, в ********** работу она нашла, ей также временно предоставили комнату в общежитии.

Распоряжением администрации “П“ №... от **.**.** *.*. В. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. При этом учетное дело *.*. В. не было передано в администрацию “У“ на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях истец в ********** не состояла и не состоит.

По данным ОУФМС **** *.*. В. зарегистрирована по адресу **********

В настоящее время истец проживает по указанному выше адресу. Из представленных в суд документов следует, что данное жилое помещение представляет собой комнату площадью 14,6 кв.м., расположенную в бывшем общежитии коридорного типа с местами общего пользования. Иного жилого помещения *.*.
В. не имеет ни в **********, ни в **********.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.3 ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 13 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ.

На основании Постановления Правительства Республики Коми от
8 октября 2007 года № 229 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства» Агентство Республики Коми по социальному развитию определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по выполнению с 1 января 2008 года полномочий в области опеки и попечительства.

Согласно подпункту 37 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009г. № 91, Агентство в соответствии с возложенными на него полномочиями и функциями в установленной сфере деятельности осуществляет принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ведение указанного учета и принятие решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных
средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из пояснений представителя администрации “П“ данных в предыдущих судебных заседаниях следует, что у них имелись все основания для снятия с учета *.*. В., так как истица сообщила о перемене ее места жительства в связи с переездом в ********** на постоянное место жительства. Снятие с учета было произведено на основании п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Суд не может согласиться в данной позицией представителя администрации “П“ в силу следующего.

является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. относится к категории граждан социально незащищенных. Право на предоставление ей жилого помещения возникло после окончания образовательного учреждения в **** году. Однако, свою обязанность администрация “П“ не выполнила. В связи с особым социальным статусом истца, снятие с учета ее только по основанию перемены места жительства, без обеспечения истца жилым помещением, является незаконным. До настоящего времени истец не утратила оснований как для того, чтобы состоять на указанном учете, так и для получения жилого помещения. При этом, суд, учитывая особый статус *.*. В., считает действия администрации “П“ в части снятия с учета *.*. В. без одновременной передачи ее учетного дела по месту нового жительства неправомерными, нарушающими общие принципы и нормы о
государственной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости восстановления *.*. В. в списке граждан детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ “О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма“ (далее-Закон) c 01.01.2011 года органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (далее - закрепленное жилое помещение), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее- граждане).

Соответственно, истец имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как по окончании образовательного учреждения истица жилым помещением обеспечена не
была, закрепленного жилья истец также не имеет.

В соответствии со ст. 9 Закона жилые помещения предоставляются гражданам согласно списка нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно пункта 1 части первой статьи 3 Закона включение граждан в список нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к Закону в соответствующий орган местного самоуправления по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения. С учетом социальной и жилищно-правовой направленности Закона под местом выявления и первичного учета можно понимать также и место жительства гражданина в момент обретения им статуса лица, оставшегося без попечения родителей, и место жительства в момент обозначения своих претензий на получение жилья в соответствии с этим Законом. Такая неопределенность спорной правовой нормы позволяет подходить к ее применению с позиций двойных стандартов, не исключает возможности злоупотреблений, что недопустимо.

Кроме того, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения жильем таких лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту их жительства.

Такое правоприменение, а именно предоставление жилых помещений гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства, соответствует принципу реальной направленности оказания социальной помощи,
поскольку учитывает законные интересы таких граждан, утративших какие-либо связи с местом, где они были поставлены на учет для получения жилья.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию “У“ по месту постоянного жительства *.*. В.

Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в **********, должно быть благоустроенным применительно к условиям **********.

При этом, общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от 11.07.2011 года, должна быть не менее социальной нормы - 33 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия администрации “П“ по снятию с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях *.*. В. и обязать администрацию “П“ восстановить *.*. В. в списке граждан детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Обязать администрацию “У“ предоставить вне очереди *.*. В. в ********** на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям ********** по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий *.*. Порохина

Мотивированное Решение изготовлено 19.10.2011 года