Арбитражная практика

Об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Решение от 07 мая 2008 года №. Чувашская Республика.

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующей Чукмаевой *.*., с участием представителя истца *.*., действующего на основании доверенности, представителя ответчика в лице главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики *.*., при секретаре *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *.*. к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,

Установил:

В обосновании заявленных требований указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, и согласно ФЗ «О ветеранах», она, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики
заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях. Просила обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В судебном заседании истица и ее представитель *.*., действующий на основании доверенности уточняя исковые требования, просили признать Постановление главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об отказе в постановке на учет незаконным и обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения поставить *.*. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по заявленным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики *.*., действующий на основании Устава, исковые требования не признал, по основаниям указанным в постановлении, и суду пояснил, что *.*. проживает вместе со своим сыном, в доме общей площадью 75,2 кв.м., из них жилая площадь 68,1 кв.м.. Проживают они, на указанной жилой площади вдвоем, и общая жилая площадь на одного члена семьи составляет 48,9 кв.м., что составляет более 10 кв.м. на каждого члена семьи. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из заключения брака *.*. следует, что она состояла в зарегистрированном браке с *.*..

Из представленного удостоверения №, выданной ДД.ММ.ГГГГ следует, что *.*. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Из письма главы <данные изъяты> сельского поселения следует, что истица заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрацию <данные изъяты> сельского поселения обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Данное
обстоятельство сторонами не оспаривается.

Из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <данные изъяты> сельского поселения следует, что жилищной комиссией предложено главе <данные изъяты> сельского поселения отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях *.*. по мотивам превышения учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи.

Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № принято Решение отказать *.*. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с превышением учетной нормы на каждого члена семьи.

Требования истицы суд считает подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах»

Согласно п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 –ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются мера поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших)
инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Федеральным законом от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ в п.п.4 п.1 ст.14 и п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.

Так в соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии п.п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а», «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения:

В связи с принятием
указанного закона статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» некоторым категориям ветеранов предоставлено право на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

Как следует из имеющихся в материалах дела письменных доказательств (удостоверения, справки военного комиссариата) *.*. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны - *.*., проходившего службу с ноября 1939 года по май 1946 года. В действующей армии, находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в составе № гв. мин.полка и является правообладателем на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Согласно п.1 ст.32 Закона ЧР от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законом Чувашской Республики.

Согласно п.6 ст.7 Устава <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, принятого Решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения <данные изъяты> сельского поселения относятся - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в <данные изъяты> сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ *.*. обратилась в администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в
качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ *.*. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях отказано, в связи с превышением учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи.

Статьей 51 Жилищного Кодекса РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В силу указанной статьи нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренных по договору социального найма., признаются (далее-нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ граждане, которые могут быть признаны нуждающимися
в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному их этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.п.3, 4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. При этом, с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичный порядок предусмотрен ст.4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

В силу п.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения на одного человека установлено общей площадью в размере 10 кв.м.

Из анализа проведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники, инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения составляет менее 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено материалами дела, *.*. является членом семьи *.*., собственника жилого
помещения, в котором она проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.

Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике субъектом права по данному свидетельству является *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> Чувашской Республики. Объектом права является жилой дом, назначение жилое, 1-этажный ( подземных этажей-1), общая площадь 75,2 кв.м, инв. №, лит. А, А, а1, а2, адрес объекта: Чувашская Республика, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги за 1995-1996 год следует, что главой хозяйства зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> записан *.*., кроме него также в качестве члена семьи зарегистрированы жена - *.*., сын- *.*..

Из выписки похозяйственной книги за 1997-2001 годы следует, что главой вышеуказанного хозяйства была записана *.*., кроме нее в качестве члена семьи зарегистрирован сын - *.*..

Из выписки похозяйственной книги за 2002 г.- 2006 г. следует, что главой вышеуказанного хозяйства записан *.*., кроме него в качестве члена семьи зарегистрирована мать- *.*..

Таким образом, судом установлено, что домовладение, в котором проживает истица, ранее, как видно из выписки похозяйственной книги, принадлежало ей, в последующем была переоформлена в собственность сына. Истица, оставаясь проживать в вышеуказанном доме в качестве члена семьи собственника, в соответствии с положениями п.2 ст.31 ЖК РФ имеет право пользования жилым домом № по <адрес> д. <адрес>, <адрес> Чувашской Республики наравне с ее собственником, и общая площадь указанного домовладения составляет 75,2 кв.м. из них жилая 68,1 кв. м., что превышает установленной учетной нормы жилья на каждого члена семьи.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о
том, что Решение администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке *.*. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования истицы подлежат отказу в удовлетворении.

Доводы истицы и ее представителя о том, что *.*. подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в виду проживания ею в неблагоустроенном жилье, где отсутствует водоснабжение, теплый туалет, суд считает несостоятельными. Отсутствие водоснабжения и теплого туалета не являются основаниями для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ суд,

Решил:

В удовлетворении исковых требований *.*. к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ главы <данные изъяты> сельского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отказать.

На Решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме через Батыревский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: *.*. Чукмаева

Мотивированное Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.