Арбитражная практика

Суд первой инстанции обоснованно признал отказ администрации незаконным, так как отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение от 13 июля 2011 года № 33-1348. Рязанская область.

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации города Рязани на решение Московского районного суда города Рязани от 2 июня 2011 года, которым постановлено:

Заявление *.*. Д. удовлетворить.

Признать отказ администрации г. Рязани в постановке *.*. Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать администрацию г. Рязани поставить *.*. Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29 марта 2011 года.

Взыскать с администрации г. Рязани в пользу *.*. Д. расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рожковой *.*., объяснения представителя *.*. Д. -
*.*. В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, поддержавшего кассационную жалобу, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Семья заявителя состоит из 5 человек и проживает в квартире общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м. Поскольку приходящаяся на каждого из членов семьи заявителя доля жилья меньше учетной (постановочной) нормы в Рязанской области (менее <...> кв. м на человека), 29.03.2011 *.*. Д. подал в администрацию г. Рязани заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с приложением всех необходимых документов.

Письмом начальника отдела по жилью администрации г. Рязани от 11.04.2011 заявителю было отказано в постановке на жилищный учет, так как не представлено решение органа местного самоуправления о признании *.*. Д. и членов его семьи малоимущими.

Считая отказ администрации г. Рязани в постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, *.*. Д. просил суд: признать отказ администрации г. Рязани в постановке *.*. Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать администрацию г. Рязани поставить *.*. Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29 марта 2011 года; взыскать с администрации г. Рязани в пользу *.*. Д. расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей.

Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация г. Рязани просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что заявитель для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий должен быть признан малоимущим. Также кассатор указал, что администрация города Рязани как орган местного самоуправления не наделена полномочиями на постановку на учет и предоставление
жилья иным категориям граждан (не малоимущим), к которым относятся “чернобыльцы“.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.

В суде первой инстанции установлено, что *.*. Д. является инвалидом 2-й группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ N 1244 от 15.05.1991.

В силу пп. 2, 4 ст. 13 указанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, граждане, принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 14 данного Закона в редакции, действующей на момент подачи заявления и принятия судебного решения, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ п. 2 данного Закона предусматривает обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Таким образом, как на момент принятия судебного решения, так и на дату кассационного рассмотрения дела порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 “О Федеральной целевой программе “Жилище“ на 2011 - 2015 годы“ установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006
г. N 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“.

Поэтому районный суд правильно указал, что на основании п. 5 “Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством“ Федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают, в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, для участия в данной программе заявитель должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ссылка в жалобе на то, что постановка
на учет на обеспечение жильем *.*. Д. не является расходным обязательством органов местного самоуправления и его полномочиями не охватывается, также не может служить основанием для отмены решения.

В соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должна быть возложена на ответчика - Администрацию г. Рязани.

Доводы кассатора о том, что суд не указал, в какую очередь необходимо поставить заявителя - не являются основанием для отмены судебного решения. Данный вопрос при подаче заявления не ставился и предметом судебного исследования не был.

Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Московского районного суда города Рязани от 2 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации города Рязани - без удовлетворения.