Арбитражная практика

Об обязании обеспечить твердым топливом (дровами). Решение от 10 июля 1992 года № 2-706/2011. Республика Алтай.

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Константиновой *.*.,

при секретаре Поданёвой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Майминского района Республики Алтай в интересах Гребеньщиковой *.*., Горохова *.*., Кайгородовой *.*. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» об обязании обеспечить (приобрести и доставить) недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>,

Установил:

Прокурор Майминского района обратился в суд в интересах Гребеньщиковой *.*. с иском к МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» об обязании обеспечить Гребеньщикову *.*., проживающую по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученным твердым топливом (дровами) в количестве –.. куб.м., мотивируя свои требования тем,
что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг льготной категории граждан по заявлению Гребеньщиковой *.*., являющейся <данные изъяты> работником <данные изъяты>, в связи с тем, что ей не предоставлено льготное топливо. Проверка показала, что Гребеньщиковой *.*. не предоставлено твердое топливо в полном объеме, а именно, недопоставлено –.. куб.м. Прокурор обратился в суд и просит обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» обеспечить Гребеньщикову *.*., проживающую по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученным твердым топливом (дровами) в количестве –.. куб.м.

Аналогичные исковые требования с аналогичными обоснованиями были заявлены прокурором Майминского района в интересах <данные изъяты> работников <данные изъяты>, которым недопоставлено твердое топливо (дрова): Горохова *.*., проживающего по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в количестве –.. куб.м.; Кайгородовой *.*., проживающей по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в количестве –.. куб.м.

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

От процессуального истца – и.о. прокурора Майминского района Абатуровой *.*. в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать МУ «Управление социальной защиты населения Администрации МО «Майминский район» обеспечить педагогических работников Гребеньщикову *.*., Горохова *.*., Кайгородову *.*. недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. В судебном заседании представитель процессуального истца уточнила, что прокурор просит обеспечить педагогических работников твердым топливом (дровами) путем их приобретения и доставки.

Истцы Гребеньщикова *.*., Горохов *.*., Кайгородова *.*., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» Силигародцева *.*.,
действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в своих возражениях исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что их учреждение не наделено полномочиями по приобретению и доставке твердого топлива (дров) <данные изъяты> работникам; кроме того, в настоящее время до МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» не доведены дополнительные лимиты на педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, находит исковые требования прокурора Майминского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Гребеньщикова *.*., Горохов *.*., Кайгородова *.*. являются <данные изъяты> работниками <данные изъяты>.

Согласно абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим
и проживающим в сельской местности Республики Алтай» в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения (далее - меры социальной поддержки) подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.

Пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» установлено, что возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону.

Статьей 4 вышеуказанного Закона Республики Алтай предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Из приложения к Закону следует, что норматив потребления твердого топлива для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> составляет: для отопления дровами – 0,296 куб.м./кв.м.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай № 1-РЗ от 12.01.2006 г. (в ред. от 01.11.2010 г.) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и в предоставлении
мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай“.

Согласно ст.1 Закона Республики Алтай № 43-РЗ от 07.06.2005 г. (в ред. 05.05.2011 г.) «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай» данный Закон распространяется на педагогических работников образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, из положений вышеуказанного законодательства следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009 N 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления. Настоящие Правила определяют механизм возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку.

В соответствии с указанными Правилами обеспечение мерами социальной поддержки возложено на органы местного самоуправления Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.09.2005 г. № 158 утвержден Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате топлива некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности на территории Республики Алтай. Указанный Порядок определяет механизм финансирования расходов, связанных с предоставлением
социальной поддержки населению, в том числе и предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», путем возмещения расходов организациям, обеспечивающим население топливом.

Из смысла положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Постановления Правительства Республики Алтай от 01 сентября 2005 № 158, ст. 3 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года № 78-РЗ от 07.07.2008 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» следует, что расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения) педагогическим работникам возмещаются организациям и гражданам, обеспечивающим педагогических работников топливом, а не лицам, наделенным непосредственно действующим правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Обязанность по оплате услуг отопления в полном размере с правом на последующее получение компенсационных выплат на педагогических работников, проживающих в сельской местности, федеральным законодательством не возложена.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в
части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан – работников образования льготы в натуральной форме. При этом ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Учитывая изложенное, Гребеньщикова *.*., Горохов *.*., Кайгородова *.*. имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для отопления используемых ими жилых помещений.

Из Списка педагогических работников, недополучивших твердое топливо за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, представленного МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», следует, что <данные изъяты> работникам недопоставлено твердое топливо в следующих размерах: Гребеньщиковой *.*. в количестве –.. куб.м.; Горохову *.*. в количестве –.. куб.м., Кайгородовой *.*. в количестве –.. куб.м., данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Из материалов дела следует, что Гребеньщикова *.*. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью –.. кв.м.; Горохов *.*. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью –.. кв.м.; Кайгородова *.*. проживает в жилом доме по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, общей площадью –.. кв.м.

Таким образом, с учетом площади домов, в которых проживают <данные
изъяты> работники, им должны были поставить топливо в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в следующем количестве: Гребеньщиковой *.*. –.. куб.м. (0..), из них было поставлено -.. куб.м., недопоставлено -.. куб.м.; Горохову *.*. –.. куб.м. (0..), из них было поставлено -.. куб.м., недопоставлено -.. куб.м., Кайгородова *.*. –.. куб.м. (..), из них было поставлено -.. куб.м., недопоставлено -.. куб.м., что также подтверждается информацией, представленной МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район».

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> работникам Гребеньщиковой *.*., Горохову *.*., Кайгородовой *.*. меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым топливом за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, не были предоставлены в полном объеме, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Обязанность предоставления данной льготы <данные изъяты> работникам возложена на МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», что следует из Положения о данном муниципальном учреждении, утвержденном Постановлением администрации МО «Майминский район» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Доводы представителя МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район» Селигародцевой *.*. о том, что их учреждение не наделено полномочиями по приобретению и доставке твердого топлива педагогическим работникам, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с подп. 2.4 п. 2 раздела II Положения о МУ «Управление социальной защиты населения администрации МО «Майминский район», утвержденного Постановлением администрации МО «Майминский район» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, учреждение организует работу по предоставлению льгот и привилегий гражданам льготных категорий.

Таким образом, суд считает требования прокурора Майминского района, заявленные в интересах Гребеньщиковой *.*., Горохова *.*., Кайгородовой *.*. к МУ «Управления социальной защиты
населения МО «Майминский район» об обязании обеспечить (приобрести и доставить) <данные изъяты> работников недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Майминского района в интересах Гребеньщиковой *.*., Горохова *.*., Кайгородовой *.*. удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования «Майминский район» обеспечить (приобрести и доставить) педагогических работников:

Гребеньщикову *.*., проживающую по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в количестве –.. куб.м.;

Горохова *.*., проживающего по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в количестве –.. куб.м.;

Кайгородову *.*., проживающую по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, недополученным твердым топливом (дровами) за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в количестве –.. куб.м.

Мотивированное Решение составлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения через Майминский районный суд Республики Алтай.

Федеральный судья *.*. Константинова