Арбитражная практика

Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. Решение от 17 октября 2011 года №. Республика Коми.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой *.*.,

при секретаре Латыповой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 17 октября 2011г. дело по иску прокурора Княжпогостского района к Администрации сельского поселения «Турья» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к Администрации сельского поселения «Турья» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, путем:

включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населённых пунктов с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья» в планы, схемы и программы развития территории поселения
в соответствии со статьями 10, 19 и 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 11 ППБ 01-03 в РФ;

разработки и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, для населённых пунктов с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья», расположенных в лесных массивах, разработать и выполнить мероприятий (обустройства защитных противопожарных полос по границам населённых пунктов поселения, удаления вокруг населённых пунктов сухой растительности- травы и других), в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3; п.п. 11, 112 ППБ 01-03 в РФ;

определения оснований и порядка установления особого противопожарного режима на территории сельского поселения «Турья», а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия, в соответствии со ст. ст. 19, 21 и 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3;

создания необходимых условий для организации и успешной деятельности добровольной пожарной охраны в границах сельского поселения «Турья», обеспечив финансовое и материально- техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, в соответствии со стст. 10, 19 и 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3; ст. ст. 5, 20 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»; п. 11 ППБ 01-03 в РФ;

обеспечения территорий общего пользования в населённых пунктах поселения- с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д.
Луг, м. Жигановка первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарём, в соответствии со ст. ст. 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3; п. 11 ППБ 01-03 в РФ;

обеспечения населённых пунктов д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья» средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре, определить порядок вызова пожарной охраны, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3; п. 114 ППБ 01-03 в РФ;

приведения в исправное состояние с обеспечением подъезда и забора воды в любое время года к пожарным водоёмам в с. Турья (возле здания Администрации поселения, школы и детского сада), в п. Брусничный (возле здания котельной) и в д. Кони (возле здания фермы и дома № 47), в соответствии со ст. ст. 10, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3; п. 11, 23, 94 ППБ 01-03 в РФ;

оборудования д. Кони (верхняя часть деревни) двумя пожарными водоёмами, д. Луг одним пожарным водоёмом, м. Жигановка одним пожарным водоёмом, ёмкостью не менее 55 куб. м. каждый, в соответствии п.п. 9.28, 9.30 СНиП 2.04.02-84 Строительных норм и правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

обеспечения населённые пункты- п. Брусничный, д. Кони и д. Луг переносной мотопомпой для целей пожаротушения, в соответствии ст. ст. 19 и 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3; п. 31 ППБ 01-03 в РФ;

установки на территории сельского поселения «Турья» у пожарных водоёмов, а
также по направлению к ним соответствующих указателей (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием расстояние до водоисточника, в соответствии п. 90 ППБ 01-03 в РФ;

организации на территории сельского поселения «Турья» работы по противопожарной агитации и пропаганде среди населения, в том числе путём распространения памяток, буклетов и иной специальной литературы, проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, назначения лица, ответственного за данное направление деятельности, проведения планирования и учёта проводимой работы, в соответствии ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ;

установки в населённых пунктах сельского поселения «Турья» в общедоступных местах информационные стенды с информацией о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения, а также профилактической информации, содействующей распространению пожарно-технических знаний среди населения, в соответствии ст. 26 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

Помощник прокурора Федорова *.*. в судебном заседании уточненный иск и доводы изложенные в заявлении поддержала.

Представитель Администрации сельского поселения «Турья» ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования признал, просил предоставить срок для исполнения обязанности- до 01 июля 2012г.

Представитель Отдела надзорной деятельности Княжпогостского района ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил установить срок исполнения обязанности до 01 июля 2012г., то есть до наступления пожароопасного периода.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что муниципальное образование сельского поселения «Турья» образовано в соответствии с Законом Республики Коми от 05.03.2005г. № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми». Административным центром поселения является с. Турья.

Согласно статье 3 Устава муниципального образования сельского поселения «Турья», утвержденного Решением Совета сельского поселения «Турья» от 16.02.2006г. №
1-4/22, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: села Турья, поселка сельского типа Брусничный, деревни Кони и Луг и прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ поселения. Администрация сельского поселения «Турья» является одним из органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что местечко Жигановка находится на территории сельского поселения «Турья».

Судом установлено, что в ходе проведения 27 июля 2011г. с участием представителя Отдела надзорной деятельности Княжпогостского района прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в области пожарной безопасности в сельском поселении «Турья» было установлено, что сельским поселением не выполняются требования статьей 10,19, 21, 25, 26, 30 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статья 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 11, 31, 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313.

В преамбуле Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьями 1 и 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов
относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Часть 3 настоящей статьи предусматривает, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» указано, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

К первичным меры пожарной безопасности относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В мерам пожарной безопасности относятся действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ).

Из содержания статьи 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» следует, что в полномочия органа местного
самоуправления входит проведение противопожарной пропаганды, посредством информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

В части 5 статьи 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

В судебном заседании глава сельского поселения «Турья» признал факт того, что поселением не исполняются приведенные выше правовые нормы, а также пункты 23, 31, 90, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, и в связи с этим выявленные нарушения указанные в иске.

Согласно части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Поскольку признание обстоятельств, являющееся видом объяснений сторон, выступает на основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, одним из средств судебного доказывания, суд принимает признание представителем ответчика обстоятельств дела, положенных прокурором в обоснование иска, а именно факт неисполнения органом местного самоуправления поселения возложенных полномочий по обеспечению требований пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, и считает его достаточным для принятия судебного решения.

Учитывая приведенные нормативные акты, выявленные нарушения требований пожарной безопасности, которые ставят под угрозу безопасность жизни, здоровья граждан и имущества в случае пожара, и свидетельствуют о бездействии ответчика, иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, что в силу статей 10,19 Федерального закона «О пожарной безопасности»
вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе добровольной пожарной охраны устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, а финансовое обеспечение реализации указанных полномочий является расходным обязательством муниципального образования, которые не предусмотрены в бюджете поселения на 2011 год, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной обязанности в срок до 01 июля 2012г., который по мнению суда является разумным, и поэтому не соглашается со сроком устранения указанных нарушений, заявленным прокурором,- в срок до 01 апреля 2012г.

Прокурор и орган местного самоуправления в силу п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд, поэтому стороны подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Турья» в срок до 01 июля 2012г. устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:

определения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и включения их в планы, схемы и программы развития территории населенных пунктов: с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья»;

выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, находящихся в населённых пунктах: с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья», расположенных в лесных массивах (путем обустройства защитных противопожарных полос по границам населённых пунктов поселения, удаления вокруг населённых пунктов сухой растительности- травы и др.);

определения условий и порядка установления особого противопожарного режима на территории сельского поселения «Турья», а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия (ст. 30 Федерального закона от
21.12.1994г. № 69-ФЗ);

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

обеспечения территорий общего пользования населённых пунктов: с. Турья, п. Брусничный, д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья», первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарём, в соответствии с Приложением № 3 к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

обеспечения населённых пунктов: д. Кони, д. Луг, м. Жигановка сельского поселения «Турья» средствами звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре, определения порядка вызова пожарной охраны, в соответствии с пунктом 114 ППБ 01-02 в РФ;

приведения в исправное состояние пожарных водоёмов в с. Турья (возле здания Администрации поселения, школы и детского сада), п. Брусничный (возле здания котельной), д. Кони (возле здания фермы и дома № 47) сельского поселения «Турья» с обеспечением подъезда к ним для забора воды в любое время года, в соответствии с со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, пунктом 94 ППБ 01-03 в РФ;

оборудования д. Кони (верхняя часть деревни) двумя пожарными водоёмами, д. Луг- одним пожарным водоёмом, м. Жигановка -одним пожарным водоёмом, ёмкостью не менее 55 куб. м. каждый, в соответствии п.п. 9.28, 9.30 СНиП 2.04.02-84 Строительных норм и правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;

обеспечения п. Брусничный, д. Кони и д. Луг сельского поселения «Турья» переносной мотопомпой для целей пожаротушения, в соответствии с пунктом 31 ППБ 01-03 в РФ;

установлением на территории сельского поселения «Турья» у пожарных водоёмов, а также по направлению к ним соответствующих указателей (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий),
с указанием расстояния до водоисточника, в соответствии пунктом 90 ППБ 01-03 в РФ;

организации работы по противопожарной агитации и пропаганде среди населения сельского поселения «Турья», с назначением лица, ответственного за данное направление деятельности, в соответствии ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ;

информирование населения сельского поселения «Турья» о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения, и содействия в распространении пожарно-технических знаний среди населения, в соответствии ст. 26 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

Освободить стороны от уплаты государственной пошлины в местный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья *.*. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2011 г. 10 час.