Арбитражная практика

По иску Чамян *.*. к Администрации МО Туапсинский район о признании пострадавшей от наводнения и включении в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для восстановления жилого помещения.. Решение от 17 октября 2011 года №. Краснодарский край.

17 октября 2011 года Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Слюсаревой *.*.

при секретаре - Романеевой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чамян *.*. к Администрации МО Туапсинский район о признании пострадавшей от наводнения и включении в списки пострадавших от наводнения граждан имеющих право, на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенного жилого помещения,

Установил:

Чамян *.*. обратилась в суд с иском к Администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки и обязании Администрации МО Туапсинский район во включении в списки пострадавших от наводнения граждан имеющих право, на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенного
жилого помещения, ссылаясь на то, что администрацией МО Туапсинский район ей было отказано, так как по их мнению, жилье не аварийное, в доме необходимо проведение только текущего ремонта.

В судебное заседание Чамян *.*. не явилась, направила своего представителя, дочь по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кагосян *.*., которая уменьшила размер исковых требований, а именно просила признать за доверителем право на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенного жилого помещения в размере 62500 рублей, так как Чамян *.*. является собственником 1/2 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная доля жилого дома досталась Чамян *.*. по наследству после смерти Чамян *.*. Право собственности на 1/2 долю жилого дома зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Дом состоит из цокольного высокого этажа, в котором проживает Чамян *.*. и первого этажа, в котором проживают остальные члены семьи. В ночь на 16 октября 2010 года дом попал в зону подтопления. В результате подтопления дом был поврежден и утрачено имущество первой необходимости. Администрация выплатила истице и членам её семьи состоящей из 8 человек по 150000 рублей в качестве единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости. Однако отказала во включение в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенных жилых помещений, ссылаясь на то, что дом не является аварийным, а собственнику рекомендовано провести текущий ремонт.

Не согласившись с выводами администрации, для оценки степени возникших повреждений, заказана техническая экспертиза дома. Согласно выводам эксперта, дому необходимо и возможно проведение капитального ремонта. С указанным заключением истица вновь обратилась в администрацию, но администрация представила Чамян *.*.. заключение межведомственной комиссии № 252 от
11.04.2011года согласно выводам которой, повреждения отмеченные в техническом заключении от 18.03.2011года относятся к перечню работ, относящихся к текущему ремонту и причинно-следственная связь выявленных повреждений жилого дома с чрезвычайной ситуацией не установлена, дом пригоден для проживания и в целях создания благоприятных условий, собственнику рекомендуется провести текущий ремонт, то есть отказала истице во включении её в список граждан имеющих право, на получение социальной выплаты.

Представитель истицы просил суд обязать администрацию МО Туапсинский район включить Чамян *.*. в списки пострадавших от наводнения граждан имеющих право, на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенного жилого помещения.

Ответчик - представитель администрации МО Туапсинский район, действующая по доверенности Земцова *.*. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что дом старый 1970 года постройки, повреждения о которых указывает представитель истицы возникли еще до стихийного бедствия, выводы эксперта в заключениях противоречивы, кроме того жильцам указанного дома состоящим из 8 человек в том числе и истице выплачено по 150000 рублей. Так же указывала на то, что истица на момент стихийного бедствия не была собственником указанного дома. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на обоснование своих требований, или возражений.

Так, в судебном заседании установлено, что Чамян *.*. является собственником 1/2 доли жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. На момент наводнения истица не была собственником данного дома.
Дом состоит из цокольного высокого этажа, в котором проживает Чамян *.*. и первого этажа, в котором проживают остальные члены семьи в общей сложности семья состоит из восьми человек. В ночь на 16 октября 2010 года дом попал в зону подтопления. В результате подтопления дом был поврежден и утрачено имущество первой необходимости. Администрация выплатила истице и членам её семьи состоящей из 8 человек по 150000 рублей в качестве единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости. Однако отказала во включение в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенных жилых помещений, ссылаясь на то, что дом не является аварийным, а собственнику рекомендовано провести текущий ремонт.

Не согласившись с выводами администрации, для оценки степени возникших повреждений дочерью истицы - Кагосян *.*. заказана в ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю техническая экспертиза дома.

Согласно выводам эксперта ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю Рящиной *.*., отраженным в техническом заключении утвержденным 18.03.2011 года начальником ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю *.*. Татульян, следует, что в ходе обследования строения литер А с пристройками литер А1, литер а, литер а2 по адресу: <адрес> установлена степень повреждения и износ строения 32%, что не превышает предельно допустимые нормы для признания этого строения не пригодным для проживания, эксплуатации. Исходя из технического состояния основных элементов и конструкций, необходимо и возможно проведение капитального ремонта с доведением конструкций: фундамента и частично наружных стен до работоспособного состояния, так как
при этом не потребуется замены всех строительных конструкций строения литер А с пристройками литер А1, литер а, литер а2, а так же с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Также в выводах заключения указано, что дом литер А с пристройками литер А1, литер а, литер а2 может быть признан пригодным для дальнейшей эксплуатации (проживания) при условии восстановления.

С указанным заключением истица обратился в администрацию, но администрация представила Чамян *.*. заключение межведомственной комиссии № 252 от 11.04.2011года согласно выводам которой, повреждения отмеченные в заключении от 18.03.2011 года ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю относятся к перечню работ, относящихся к текущему ремонту. Причинно-следственная связь выявленных повреждений жилого помещения с чрезвычайной ситуацией, вызванной обильным выпадением осадков в виде дождя и разлива рек на территории Туапсинского района не установлено. Помещения расположенные по адресу: <адрес> соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодны для проживания. В целях создания благоприятных условий, собственнику рекомендуется провести текущий ремонт, то есть фактически отказала истице во включении ее в список граждан имеющих право, на получение социальной выплаты.

Заключение межведомственной комиссии администрации МО Туапсинский район от 11.04.2011 года № 252 основано на акте рабочей группы, проводившей осмотр жилого дома от 16.11.2010 года, техническом заключении от 18.03.2011 года ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация
- Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, схеме затопления с.Пляхо.

В целях устранении противоречий между заключениями, судом назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза, которую поручено провести специалисту ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». В определении суда поставлен ряд вопросов, на которые необходимо специалисту дать ответы.

Согласно представленному 07.10.2011 года техническому заключению от 29.08.2011 года ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что экспертом Рящиной *.*., при производстве осмотра жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что причиной образования повреждений указанного дома является осадка фундаментов здания, которая образовалась в результате подмыва грунтовыми водами фундаментов исследуемого строения. Повреждения исследуемого дома связаны с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением в Туапсинском районе 15-16 октября 2010 года. В исследуемом доме были произведены работы по устранению повреждений, и он пригоден для дальнейшей эксплуатации (проживания).

К выводам указанным в заключении от 29.08.2011 года ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» суд относится критично, так как они противоречат выводам отраженным тем же специалистом в заключении от 18.03.2011 года ПУ «Джубгский» Туапсинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю. Противоречия заключаются в том, что специалист 23.01.2011 года проводя осмотр исследуемого объекта, не обнаружил осадки фундаментов в результате их подмыва грунтовыми водами и в заключении указал, что характеристики жилого помещения утрачены в процессе эксплуатации жилого помещения. Тогда как, проводя осмотр 18.07.2011, им установлено наличие влаги в фундаментной и цокольной части здания, что привело его к повреждению и это повреждение он связывает с наводнением 16 октября 2010 года. Кроме того эксперт в заключении от
29.08.2011 года указал, что в ходе экспертного осмотра установлено, что в доме были произведены работы по устранению повреждений и не ответил на вопрос к какому виду работ они относятся к капитальному или текущему ремонту.

Указанные обстоятельства дают суду основания полагать, что выводы эксперта в части причинно-следственной связи повреждений жилого дома с наводнением 16 октября 2010 года не объективны и суд в основу своего решения кладет заключение межведомственной комиссии администрации МО Туапсинский район от 11.04.2011 года № 252.

Постановлением от 12 ноября 2010 г. N 989 «О предоставлении социальной выплаты гражданам для восстановления частично разрушенных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского Края в октябре 2010 г. и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 1825-р в целях предоставления социальной выплаты гражданам для восстановления частично разрушенных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края в октябре 2010 года, установлено право граждан на получение социальной выплаты гражданам для восстановления частично разрушенных жилых помещений в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края в октябре 2010 года (далее - социальная выплата), из расчета 125000 (сто двадцать пять тысяч) рублей на каждое жилое помещение и определен порядок предоставления указанной социальной выплаты. Так, согласно п.2,3 Порядка предоставления выплаты - социальная выплата предоставляется гражданам при условии, если в отношении жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в установленном порядке принято Решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции. Социальная выплата предоставляется из
расчета 125000 (сто двадцать пять тысяч) рублей - собственнику жилого помещения (собственнику доли жилого помещения - пропорционально доле в общей долевой собственности, гражданам, у которых жилые помещения находятся в общей совместной собственности, - в равных долях либо одному из таких граждан по письменному согласию остальных собственников), пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районах Краснодарского края в октябре 2010 года (далее - пострадавшие жилые помещения).

Так, судом установлено, что цокольный этаж жилого <адрес> года постройки по <адрес> №, <адрес> в октябре 2010 года подвергся подтоплению. В результате подтопления утрачено имущество первой необходимости, за утрату которого администрация выплатила по 150000 рублей, как истице, так и членам её семьи из 8 человек, но отказала во включении её в список граждан имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для восстановления частично разрушенного жилого помещения в виду того, что причинно-следственная связь между повреждениями дома и стихийным бедствием отсутствует, а работы по устранению повреждений дома относятся не к капитальным работам.

Указанный отказ, оформленный заключением межведомственной комиссии администрации МО Туапсинский район от 11.04.2011 года № 252 суд считает обоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований Чамян *.*. к Администрации МО Туапсинский район о признании пострадавшей от наводнения и включении в списки пострадавших от наводнения граждан имеющих право, на получение социальной выплаты для восстановления частично разрушенного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья