Арбитражная практика

О возложении обязанности проведения ремонтных работ автодороги. Решение от 15 сентября 2011 года №. Смоленская область.

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой *.*.,

При секретаре Владимировой *.*.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о возложении обязанности проведения ремонтных работ автодороги,

Установил:

 

Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о возложении обязанности проведения ремонтных работ автодороги III категории, проходящей по ул.Энгельса г.Смоленска в соответствии с действующими стандартами, ссылаясь на то, что ответчиком не принимаются надлежащие меры по содержанию указанной автомобильной дороги, поскольку она имеет многочисленные просадки и выбоины, а также вдоль нее отсутствуют оборудованные тротуары (пешеходные дорожки), что затрудняет движение по автодороге транспортных средств, а также
создает угрозу жизни и здоровью пешеходов.

Просит суд возложить на ответчика обязанность по ремонту автодороги по ул.Энгельса г.Смоленска, в том числе: произвести ремонт дорожного покрытия, оборудовать вдоль дороги тротуары (пешеходные дорожки).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Промышленного района г.Смоленска Юлдашев *.*. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что согласно заключению эксперта оборудование автомобильной дороги с тротуарами, в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 технически возможно на всем протяжении участка дороги по ул. Энгельса. От проезда между домами № 36 до № 36а тротуар шириной 1 м существовал раньше. Просматривается асфальтовое покрытие отдельными местами, часть тротуара засыпана строительным мусором, часть заросла травой и кустарником. Необходимо выполнить ремонтные работы для приведения тротуара в работоспособное состояние. На участке дороги от дома № 40 до пересечения с улицей Покровского до дома № 44 тротуар отсутствует. Однако, возможно обустройство тротуара с другой стороны дороги, установив пешеходный переход через автомобильную дорогу. Так как дорога на этом участке имеет уклон, за обочиной дороги устроен водоотводящий лоток. Лоток частично разрушен. Необходима замена конструктивных железобетонных элементов лотка. На основании изложенного, просит иск удовлетворить полностью.

Ответчик иск не признал.

Администрации г.Смоленска просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в предыдущем судебном заседании ее представитель Мишуренкова *.*. пояснила, что требование о проведении ремонта покрытия автомобильной дороги по ул.Энгельса г.Смоленска является обоснованным и против его проведения администрация не возражает, однако не согласилась с требованием об оборудовании данной дороги пешеходными дорожками, полагая, что в данной жилой застройке такая техническая возможность отсутствует.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд Определил рассмотреть дело в отсутствие
представителя администрации г.Смоленска.

Представители третьего улица - ГИБДД УВД по г.Смоленску Сидоренкова *.*., Ковальчук *.*., Габова *.*., Сабуров *.*. суду пояснили, что ненадлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги, проходящей по ул.Энгельса г.Смоленска, а также отсутствие пешеходных дорожек и тротуаров, создает угрозу безопасности участников дорожного движения и пешеходов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Из
п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое Решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога, проходящая по ул.Энгельса г.Смоленска имеет многочисленные просадки и выбоины, превышающие их предельно допустимые размеры, установленные ГОСТом.

Кроме того, вдоль указанной автомобильной дороги отсутствуют надлежаще оборудованные тротуары (пешеходные дорожки).

Изложенные обстоятельства не оспариваются сторонами, а также подтверждаются актом ГИБДД УВД по г.Смоленску от ДАТА, фототаблицами спорных участков улиц и дорог.

В соответствии п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п.5 п.1 ст.10 Устава города Смоленска, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1, 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), в вою очередь, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.41 Устава города Смоленска, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации г.Смоленска.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“. Содержание территорий города включает в себя текущий
ремонт дорог, тротуаров, опор уличного освещения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст.

Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В ходе обследования дороги по ул.Энгельса г. Смоленска, проведенного ОГИБДД УВД по г. Смоленску, выявлены нарушения эксплуатационного состояния дороги, а именно многочисленные просадки и выбоины, превышающие установленные ГОСТ Р 50597-93 их предельные размеры, в связи с чем, не обеспечивается безопасность дорожного движения (л.д.5).

Также, в ходе вышеуказанного обследования выявлено отсутствие тротуаров вдоль автомобильной дороги по ул.Энгельса г.Смоленска.

Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398
тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.

Судом установлено, что дорога, проходящая по ул.Энгельса г.Смоленска, является автомобильной дорогой Ш категории.

Согласно Приложению 1 к Правилам благоустройства г.Смоленска, к 3-й категории относятся магистральные улицы районного значения, обеспечивающие транспортную и пешеходную связь между жилыми и промышленными районами, общественными центрами и имеющие выход на другие магистральные улицы, с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.

В судебном заседании представитель администрации г.Смоленска ссылалась на отсутствие технической возможности оборудования тротуаров вдоль всей дороги по ул.Энгельса г.Смоленска в связи с помехами, создаваемыми сложившейся в данном районе жилой застройкой.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы, выполненной «...», в соответствии с п. 6.17 СНиП 2.07.01-89* автодорога, проходящая по улице Энгельса является дорогой местного значения, предназначена для транспортной и пешеходной связи между жилыми районами и другими улицами города. С учетом категории улицы и дороги, ширина пешеходной части тротуара должна составлять 1,5м (таблица 8 СНиП 2.07.01-89*).

Вместе с тем, в условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./час в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1м.

В ходе экспертного исследования установлено, что оборудование автомобильной дороги с тротуарами, в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», технически возможно.

Предельно-допустимая минимальная ширина тротуара (пешеходной дорожки) может составлять 1м (п.4.5.1.7. ГОСТ Р 52766-2007).

Эксперт пришел к выводу, что устройство тротуара технически возможно на всем протяжении вышеуказанного участка автодороги.

Экспертом выявлено, что на участке дороги от переулка Кронштадтского до дома №36 по улице Энгельса тротуар шириной 1м устроен, и движение пешеходов осуществляется по нему.

От проезда между домами №36 до №36А тротуар шириной 1м существовал ранее, т.к. просматривается асфальтовое покрытие отдельными местами, часть тротуара засыпана строительным мусором, часть заросла травой и кустарником, в связи с чем, необходимо выполнить ремонтные работы для приведения тротуара в работоспособное состояние.

На участке дороги от дома №40 до пересечения с улицей Покровского (до дома №44) тротуар отсутствует. Возможно устройство тротуара с другой стороны дороги (со стороны гаражей), устроив пешеходный переход через автомобильную дорогу. Так как дорога на этом участке имеет уклон, за обочиной дороги устроен водоотводящий лоток. Лоток частично разрушен. Необходима замена конструктивных железобетонных элементов лотка.

При этом экспертом дано однозначное заключение о том, что в зоне расположения обследуемой автодороги, проходящей по улице Энгельса до пересечения с улицей Покровского, возможно устройство тротуаров на всем протяжении автодороги по улице Энгельса, с соблюдением строительных норм и правил с целью обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с Федеральным Законом №196 «О безопасности дорожного движения».

Выводы эксперта, не вызывают сомнений у суда, сторонами в судебном заседании не оспаривались, а также подтверждаются представленными суду фототаблицами.

При таких обстоятельствах, доводы представителя администрации г.Смоленска о невозможности обустройства автомобильной дороги
по ул.Энгельса г.Смоленска тротуарами (пешеходными дорожками) на всем протяжении дороги, является несостоятельными.

Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации г.Смоленска за эксплуатационным состоянием автомобильной дороги по ул.Энгельса г.Смоленска, а также непринятием мер по ее своевременному ремонту и оборудованию тротуарами, нарушает права неопределенного круга жителей данного микрорайона на благоприятные, здоровые и культурные условия жизни, а также создает угрозу безопасности дорожного движения.

Следовательно, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по ремонту и приведению в надлежащее состояние дорожного покрытия автомобильной дороги, проходящей по ул.Энгельса г.Смоленска, и имеющегося тротуара по ул.Энгельса г.Смоленска, а также по оборудованию тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» в тех местах, где он вдоль данной автомобильной дороги отсутствует.

Таким образом, исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

 

Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить.

Обязать администрацию г.Смоленска произвести ремонт дорожного покрытия автомобильной дороги, проходящей по ул.Энгельса г.Смоленска в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93,

Обязать администрацию г.Смоленска осуществить ремонт и привести в надлежащее состояние имеющийся тротуар по ул.Энгельса г.Смоленска, а также по оборудовать тротуар в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, в тех местах указанной автомобильной дороги, где таковой отсутствует.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья *.*. Селезенева