Арбитражная практика

О понуждении установить резервные источники электропитания в котельной.. Решение от 02 ноября 2011 года №. Забайкальский край.

02 ноября 2011 года Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Былковой *.*.,

при секретаре судебного заседания Олехник *.*.,

с участием представителей ответчиков: муниципальных образовательных учреждений «<адрес> основная общеобразовательная школа» в лице директора Корешковой *.*., «Перво-Булдуруйская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Субботиной *.*., «Уров-Ключевская основная общеобразовательная школа» в лице директора Бубулевой *.*., «Аргунская средняя общеобразовательная школа» в лице директора Шестаковой *.*., Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в лице Дементьевой *.*., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Нерчинский Завод гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальным общеобразовательным учреждениям: «Олочинская
основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Олочинская ООШ»), «Ишагинская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Ишагинская ООШ»), «Перво-Булдуруйская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Перво-Булдуруйская СОШ»), «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Уров-Ключевская СОШ»), «Аргунская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Аргунская СОШ»), Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» (далее по тексту АМР «Нерчинско-Заводский район»), о понуждении муниципальные общеобразовательные учреждения установить резервные источники резервного электропитания; АМР «Нерчинско-Заводский район» профинансировать работы по приобретению и установке источников резервного энергоснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений,

Установил:

 

Прокурор Нерчинско-Заводского района Забайкальского края на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о правах граждан в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспеченности объектов социального значения резервными источниками энергоснабжения установлено, что в котельных, отапливающих: МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», «Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» отсутствуют резервные источники электропитания.

Просит понудить: МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» установить резервные источники электропитания; АМР «Нерчинско-Заводский район» профинансировать работы по приобретению и установке источников резервного энергоснабжения в котельных МОУ.

В судебное заседание прокурор Нерчинско-Заводского района, представитель ответчика - «Ишагинская основная общеобразовательная школа», не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще извещены. В адресованной суду телефонограмме прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования полностью поддержал.

В судебном заседании представители МОУ: «Олочинская ООШ», «Перво-Булдуруйская СОШ», Уров-Ключевская СОШ», действующие на основании прав по должности, заявленные требования признали, каждый в отдельности суду пояснили, что резервные источники
энергоснабжения в котельных необходимы, установить их в настоящее время не предоставляется возможным из-за отсутствия денежных средств.

В судебном заседании представитель «Аргунской СОШ» Шестакова *.*., действующая на основании прав по должности, заявленные исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что в её школе ДД.ММ.ГГГГ года был установлен резервный источник энергоснабжения, однако подтвердить этот факт она ничем не может.

Представитель АМР «Нерчинско-Заводский район» Дементьева *.*., выступающая в суде на основании доверенности от 02 ноября 2011 г., требования прокурора признала, суду пояснила, что профинансировать работы по установке в школах резервных источников электропитания в настоящее время не предоставляется возможным из-за отсутствия денежных средств, которые будут заложены в бюджет на 2012 год, просит предоставить достаточный срок для исполнения решения суда. Также пояснила, что школы Нерчинско-Заводского района финансируются из местного бюджета.

Свидетель ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте надлежаще извещена.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся: истца - прокурора Нерчинско-Заводского района, представителя ответчика МОУ «Ишагинская ООШ», свидетеля ФИО8, извещенных о времени и месте судебного заседания, суд с учетом мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1.2.18 «Правил устройства электроустановок», утвержденных приказам Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. № 204 (далее по тексту Правила) к электроприемникам первой категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы
жизни людей, взрывов и пожаров.

Согласно п. 1.2.19 Правил установлено, что электроприемники, ограничение электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, относятся к электроприемникам первой категории, и должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

Пункт 8.1.8 Правил предусматривает, что баки-аккумуляторы горячей воды - емкости, предназначенные для хранения горячей воды в целях выравнивания суточного графика расхода воды в системе теплоснабжения, а также для создания и хранения запаса подпиточной воды на источниках теплоты должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике.

Отсутствие резервного источника энергоснабжения в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные может повлечь за собой остановку работы котельного оборудования МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» в отопительный период, размораживание системы теплоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в границах сельских поселений «Олочинское», «Ишагинское», «Булдуруйское», «Уров-Ключевское», «Аргунское» массовому нарушению прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на защиту жизни и здоровья.

Из показаний представителей ответчиков следует, что представляемые ими школы, являются муниципальными учреждениями Нерчинско-Заводского района.

В силу ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ч. ч. 3, 4, 7 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» и во исполнение п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18.03.2008 г. № 124, утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (далее по тексту Правила).

В соответствии с п. 37 указанных Правил в случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей, графики аварийного ограничения вводятся по инициативе
сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания.

Согласно п. 39 Правил в целях предотвращения и ликвидации аварийных электроэнергетических режимов и предотвращения массовых отключений потребителей используется противоаварийная автоматика отключения нагрузки потребителей.

Согласно п. 51 Правил при действии противоаварийной автоматики отключения нагрузки минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском.

Автономные резервные источники питания в случае, если условием договора о первойили второй категории надежности предусмотрено их наличие, устанавливаются потребителем и поддерживаются в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования автономные резервные источники питания устанавливаются и обслуживаются сетевой организацией за счет соответствующего потребителя.

Поскольку МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» являются потребителями электрической энергии, то есть субъектом розничного рынка электрической энергии, следовательно, на данные учреждения распространяются Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные, отапливающие указанные школы, может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, размораживание системы теплоснабжения, что приведет к массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. Существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, которые обучаются, находятся
в трудовых отношениях с МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ», либо будут обучаться в указанных учреждениях.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что в МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» отсутствуют источники резервного энергоснабжения в котельных, эксплуатируемых данными учебными заведениями, о чем государственным инспектором по надзору за электроустановками в адрес вышеуказанных учебных заведений вынесено информационное письмо о имеющихся недостатках. Финансирование вышеуказанных муниципальных учебных заведений производится за счет средств муниципального района «Нерчинско-Заводский район».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края подлежат удовлетворению, поскольку котельные МОУ «Олочинская ООШ», «Ишагинская ООШ», « Перво-Булдуруйская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Аргунская СОШ» являются муниципальной собственностью Нерчинско-Заводского района, то на администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район», возлагается обязанность по его содержанию.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить Решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд, исходя из объема и характера нарушения, полагает, что срок до 01 июня 2012 года после вступления решения в законную силу для установки резервных источников электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений является
более разумным и достаточным, поскольку до названной даты отопительный сезон, как и учебный процесс в школах района закончится, что позволит администрациям учреждений беспрепятственно произвести установку необходимого энергооборудования.

Относительно финансирования установки источников резервного электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений, суд считает необходимым назначить Администрации МР «Нерчинско-Заводский район» более короткий срок - до 01 апреля 2012 года.

Как следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, п.1 ст.103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу.

Так как прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - учащихся муниципальных образовательных учреждений, соответственно в силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, с муниципальных образовательных учреждений подлежит взысканию государственная пошлина по 200 рублей с каждого.

Администрация МР «Нерчинско-Заводский район» от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

 

Исковые заявления прокурора Нерчинско-Заводского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» профинансировать установку источников резервного электроснабжения в котельных муниципальных общеобразовательных учреждений «Олочинская основная общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа»,
«Перво-Булдуруйская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Аргунская средняя общеобразовательная школа», в срок до 01 апреля 2012 года.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Олочинская основная общеобразовательная школа» установить резервные источники электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения, в срок до 01 июня 2012 года.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Ишагинская основная общеобразовательная школа» установить резервные источники электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения, в срок до 01 июня 2012 года.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Перво-Булдуруйская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения, в срок до 01 июня 2012 года.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения, в срок до 01 июня 2012 года.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Аргунская средняя общеобразовательная школа» установить резервные источники электроснабжения в котельной муниципального общеобразовательного учреждения, в срок до 01 июня 2012 года.

Взыскать с муниципальных общеобразовательных учреждений: «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Перво-Булдуруйская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа», «Олочинская основная общеобразовательная школа», государственную пошлину в доход бюджета Нерчинско-Заводского района Забайкальского края по 200 (Двести) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья *.*. Былкова