Арбитражная практика

По иску прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ о предоставлении жилого помещения гражданину из числа детей-сирот. Решение от 17 октября 2011 года № 2-338/2011. Брянская область.

Дубровский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дворецкой *.*., с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Велиева *.*., при секретаре Свиридовой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубровского района Брянской области в интересах Романова *.*. к администрации Брянской области и администрации Дубровского района Брянской области о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с иском, поданном в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Романова *.*., являющегося лицом из числа детей-сирот, к администрации Брянской области и администрации Дубровского района Брянской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование исковых требований, указав, что в
результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что Романов *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся из числа детей-сирот, был поставлен на жилищный учет как сирота Постановлением Рековичской сельской администрацией Дубровского района № 18 от 23.05.2007 года.

В настоящее время Романов *.*. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 г. Клинцы Брянской области. На праве собственности своего жилья не имеет, состоит на жилищном учете длительное время, однако, жилое помещение вне очереди Романову *.*. до настоящего времени не предоставлено.

Прокурор Дубровского района Брянской области, ссылаясь на п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ просит обязать администрацию Брянской области, администрацию Дубровского района Брянской области предоставить Романову *.*. вне очереди жилое помещение, пригодное для проживания, не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Велиев *.*. исковые требования к администрации Брянской области о предоставлении Романову *.*. вне очереди жилого помещения, пригодного для проживания, поддержал, просил исключить из соответчиков администрацию Дубровского района Брянской области, так как федеральное законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ. Отбывание наказания Романовым *.*. по Приговору суда не является основанием для отказа в предоставлении жилья, т.к. после окончания пребывания Романова *.*. в Жуковском детском доме Брянской области, куда он был помещен после лишения его матери – РТ родительских прав, окончания в 2006 году профессионального училища № г. Брянска и прекращения попечительства
над ним, у Романова *.*. возникло право на обеспечение жилым помещением.

Романов *.*. в представленном письменном заявлении исковые требования прокурора подержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Брянской области Черникова *.*. по доверенности от 05.07.2011 г. в судебное заседание не явилась, письменно представив отзыв на исковое заявление, указав, что доверяет суду рассмотрение дела в свое отсутствие; с исковыми требованиями не согласна, т.к. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Право Романова *.*. на предоставление ему жилья возникает после наступления правовых оснований, а именно после окончания пребывания в местах лишения свободы.

Представитель соответчика - администрации Дубровского района Брянской области Бейнорас *.*. по доверенности от 28.02.2011 г. исковые требования не признала, указав, что администрация Дубровского района является ненадлежащим ответчиком по данной категории дел, так как субъектом приняты нормативные акты, регулирующие порядок предоставления жилья детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта РФ, то есть администрацией Брянской области, которая его и осуществляет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции России каждый имеет право на жилище
(ст.40). При этом малоимущим и гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и иных жилищных фондов. Законодатель сам определяет категории граждан, конкретные формы, а также источники и порядок обеспечения их жильем.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или
по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые,
в свою очередь, могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение.

В Брянской области именно орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет названную обязанность, регламентировав ее в принятых нормативных актах.

Так, статья 1 Закона Брянской области от 12.03.2007 N 26-3 (ред. от 13.08.2007) «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма» также предусматривает, что на предоставление жилых помещений жилищного фонда Брянской области по договорам социального найма имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признанные по установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу абз. 2 п. 3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения (далее Порядок), утвержденного Постановлением администрации Брянской области от 09.11.2007 года № 889, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного
жилья.

Жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждениях всех типов профессионального образования, под опекой (попечительством), в приемной семье, службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 4 названного Порядка приобретаемые жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья. Площадь приобретаемого жилого помещения должна предоставляться с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но не ниже 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека.

При этом Решение о предоставлении жилых помещений конкретным лицам принимается комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения (утверждена Постановлением администрации области от 13 августа 2007 г. N 644) и оформляется протоколом в соответствии с Положением о комиссии, на основании которого комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации области готовит проект распоряжения администрации области о предоставлении конкретным лицам жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 7 Порядка Комитет совместно с органами местного самоуправления организует работу по подбору жилых помещений лицам данной категории в соответствии с установленными Жилищным кодексом Российской Федерации требованиями к качеству предоставляемого жилого помещения.

Жилые помещения приобретаются в областную собственность на первичном или вторичном рынке жилья у физических или юридических лиц на основании государственных контрактов купли-продажи (договоров) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005
года N 94-ФЗ (ред. от 03.11.2010 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в пределах средств, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и средств, получаемых на эти цели из федерального бюджета (п. 8 Порядка).

Согласно п. 2.8 постановления Администрации Брянской области от 20.11.2008 г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней.

Как установлено в судебном заседании Романов *.*. родился ДД.ММ.ГГГГ Мать Романова *.*. - РТ лишена родительских прав на основании решения Дубровского районного суда Брянской области от 29.12.1997 г. и Романов *.*. был передан органам опеки и попечительства, впоследствии направлен в Жуковский детский дом Брянской области. С 2004 года по 30 июня 2006 года проходил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №» и находился на полном государственном обеспечении.

Постановлением Рековичской сельской администрацией Дубровского района Брянской области № 76 от 31.12.2008 г. Романов *.*. был поставлен на очередь на получение жилья. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрации Дубровского района Брянской области Романов *.*. состоит на очереди на получение жилья на основании постановления администрации Дубровского района № 18 от 23.05.2007 г. Однако до настоящего времени жилое помещение, пригодное для проживания, не ниже установленных социальных норм, ему не предоставлено, и он продолжает находиться
на учете как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в жилом помещении.

В настоящее время Романов *.*. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 г. Клинцы Брянской области по Приговору Фокинского районного суда г.Брянска от 13 мая 2010 года. Закрепленного жилого помещения на территории Дубровского района Брянской области не имеет. На праве собственности своего жилья также не имеет.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичные основания возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в частности - прекращение опеки (попечительства) указаны и в Законе Брянской области от 12.03.2007 № 26-3 (ред. от 13.08.2007) «О категориях граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений жилищного
фонда Брянской области по договорам социального найма».

У Романова *.*., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, то есть еще в 2006 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И Романов *.*., как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, был поставлен в 2007 года в очередь на получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Нахождение лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.

В настоящее время законодатель не ограничивает распространение положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижением ими 23-летнего возраста. При этом гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом какого-либо возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение детям-сиротам и лицам из их числа предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья указанным лицам во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Отсутствие свободного жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений не основаны на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением указанных лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Кроме того, в силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, следовательно, они должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку Брянской областью принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем именно органом исполнительной власти субъекта РФ, а поэтому, исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.

Каких-либо доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ, свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий и их финансированию, Брянской областной администрацией суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Дубровского района Брянской области, поданный в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Романова *.*., являющегося лицом из числа детей-сирот, к администрации Брянской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Брянской области предоставить Романову *.*. вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии с муниципальным образованием, но не ниже 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней через Дубровский районный суд Брянской области.

Судья *.*. Дворецкая