Арбитражная практика

Об обязании организации сбора отработанных ртутосодержащих ламп. Решение от 21 октября 2011 года №. Брянская область.

Красногорский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Пожарицкой *.*.,

при секретаре Федорино *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Колюдовского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области к администрации Колюдовского сельского поселения об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Красногорского городского поселения,

Установил:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц - жителей Колюдовского сельского поселения Красногорского муниципального образования Брянской области к администрации Колюдовского сельского поселения об
организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Красногорского городского поселения.

В судебном заседании помощник Брянский природоохранный прокурор Брянской области Бойкачев *.*. требования прокурора поддержал в полном объеме и просил суд обязать администрацию Колюдовского сельского поселения организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В обоснование требований пояснил суду, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 16 марта 2011 года в Колюдовском сельском поселении числится 23 населенных пункта, в которых проживает более 1372 человек. На протяжении длительного времени, в помещениях, используемых государственными и муниципальными предприятиями, а также юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями на территории поселения используются для освещения помещений ртутьсодержащие лампы. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится совместно с другими видами отходов. Допускается самостоятельное транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп. Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и другим гражданам, органы местного самоуправления - Колюдовского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области не принимают мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся в населенных пунктах поселения. До настоящего времени, ответчиком, в установленном законом порядке, не организован в соответствии с природоохранным и санитарно -эпидемиологическим законодательством сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории населенных пунктов указанного поселения, то есть не выполнены требования со ст.ст. 1, 3 и 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7
и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, 14 и 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», чем нарушены права и интересы граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ.

Представитель ответчика - глава Колюдовского сельского поселения Мисников *.*. требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области признал в полном объеме и пояснил суду, что в настоящее время в данном направлении проводится определенная работа, выделено помещение для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, заключен договор на утилизацию отходов производства и потребления. Вместе с тем все необходимые работы в данном направлении в связи с отсутствием денежных средств в полном объеме не выполнены: так не утвержден порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории поселения, не разработан Порядок организации и сбора этих ламп. В ближайшее время все мероприятия будут исполнены в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требование природоохранного прокурора Брянской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.ст. 1, 3 и 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ ( в редакции от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция, утратившая свои потребительские свойства. Опасные отходы-отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью и т.п.), либо представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В силу ст.3 и ст. 8 указанного выше закона основными
принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами....» сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течении определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Статьями 7, 14 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ и ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципальных районов в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ 3 сентября 2010 года № 681 установлено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Статьями 8, 14 и 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 -ФЗ (от 18.07.2011 года N 215-ФЗ, от 18.07.2011 года N 242-ФЗ, от 18.07.2011 года N 243-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 года N 88-ФЗ, от 27.10.2008 года
N 178-ФЗ, от 22.12.2008 года N 268-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 24.02.2011 № 894 подтверждено то, что отработанные люминисцентные лампы относятся к опасным отходам. Каждая лампа содержит 3-5 мг. Ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. При повреждении колбы лампы освобождаются пары ртути, которая относится к первому классу опасности и при вдыхании может вызвать отравление с поражением нервной системы, почек и печени, поступление паров ртути в атмосферный воздух и ее осаждение в осадками в почву и воду приводит к образованию растворимой в воде бо метилртути.

Отсутствие организации со стороны Колюдовского сельского поселения сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся в населенных пунктах способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды и приводит в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, загрязнению почв, поверхностных и подземных водных источников, подвергая человека как прямому влиянию вредных веществ, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды, нарушает его права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ.

Сведений и доказательств ответчиком по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Колюдовского сельского поселения в суд не представлено. Решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей
этого образования, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, исковое требование Брянского природоохранного прокурора Брянской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Колюдовского сельского поселения Красногорского муниципального района Брянской области организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья *.*. Пожарицкая