Арбитражная практика

По жалобе на постановление мирового судьи о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью. Решение от 24 октября 2011 года № 12-31/2011. Брянская область.

Судья Дубровского районного суда Брянской области Дворецкая *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашова *.*. на Постановление мирового судьи судебного участка № 26 Дубровского района Брянской области от 30 сентября 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Алешинская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Алешинская СОШ»),

Установил:

25 августа 2011 года главным государственным инспектором Дубровского района по пожарному надзору Барбашовым *.*. в отношении юридического лица МОУ «Алешинская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому
МОУ «Алешинская СОШ» в лице его законного представителя – директора Ходченкова *.*. не выполнило в установленный срок законное предписание отделения надзорной деятельности по Дубровскому району от 23 мая 2011 года № 27/1/1-10.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

30 сентября 2011 года на основании постановления мирового судьи судебного участка № 26 Дубровского района Брянской области юридическое лицо – МОУ «Алешинская СОШ» освобождено от административной ответственности с вынесением устного замечания, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МОУ «Алешинская СОШ» прекращено ввиду малозначительности.

Не согласившись с указанным выше Постановлением, начальник отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашов *.*. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить Постановление мирового судьи и рассмотреть административный материал в соответствии с действующим законодательством РФ. В обоснование своей жалобы он сослался на следующее. В соответствии с требованиями п. 72 приказа МЧС России от 01.10.2007 г. № 517 «Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за
выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» при проведении мероприятий по пожарному надзору в отношении МОУ «Алешинская СОШ» был установлен факт невыполнения противопожарных мероприятий, в связи с чем отделением надзорной деятельности по Дубровскому району было вынесено предписание № 27/1/1-10. За невыполнение в срок данного предписания в отношении юридического лица - МОУ «Алешинская СОШ» был составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Однако, мировой судья в действиях МОУ «Алешинская СОШ» усмотрел признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, так как изменения в ст. 19.5 КоАП РФ были внесены 3.06.2011 г., а предписание было вынесено 23.05.2011 года и прекратил производство по делу в виду малозначительности.

Представитель ОНД по Дубровскому району в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о дне и времени рассмотрения дела был извещен.

Законный представитель МОУ «Алешинская СОШ» - директор Ходченков *.*. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что 24 августа 2011 года в здании и помещениях школы и дошкольной группы (корпус № 2) МОУ «Алешинская СОШ» проводилась проверка исполнения предписания Государственного пожарного надзора от 23.05.2011 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что не выполнены 1 пункт предписания государственного пожарного надзора от 23.05.2011 г. в здании школы и 3 пункта в здании дошкольной группы. За период летних каникул в здании школы на путях эвакуации были демонтированы деревянные перегородки, здание дошкольного учреждения оборудовано молнезащитой,
помещения дошкольной группы и ФАП разделены противопожарными перегородками. До настоящего времени ОНД по Дубровскому району не проведена проверка по выполнению вышеуказанных пунктов предписания. По расширению геометрических размеров эвакуационных выходов на 1-м этаже дошкольной группы необходим расчет уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании в случае возникновения пожара. По мере поступления денежных средств на экспертизу и после получения заключения данный пункт предписания будет выполнен. Невыполнение одного пункта предписания по объективным причинам на фоне большой проделанной работы не привело и не повлекло каких-либо угроз для жизни воспитателей и дошкольников.

Выслушав законного представителя МОУ «Алешинская СОШ», исследовав материалы дела, считаю жалобу начальника отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашова *.*. необоснованной и неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела ОГПН по Дубровскому району выдано предписание от 23 мая 2011 г. № 27/1/1-10 юридическому лицу – МОУ «Алешинская СОШ» директору Ходченкову *.*. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Срок выполнения предписания установлен 01.08.2011 г.

Актом проверки № 46 от 24.08.2011 г., составленным ОГПН по Дубровскому району, выявлены нарушения в здании и помещениях школы и дошкольной группы (корпус № 2), а именно невыполнение следующих пунктов предписания: в здании школы на путях эвакуации установлены деревянные перегородки (в фойе, а также образующие помещения библиотеки и др.); в здании дошкольной группы: помещения различных классов функциональной пожарной опасности назначения (помещение дошкольной группы и ФАП) не разделены противопожарной перегородкой с нормируемым переделом огнестойкости, здание не оборудовано молнезащитой, геометрические размеры эвакуационных выходов на 1-м этаже здания не соответствуют действующим требованиям.

На основании акта проверки начальником отделения –
главным государственным инспектором Дубровского района по пожарному надзору Барбашовым *.*. составлен протокол от 25.08.2011 г. № 76 об административном нарушении в области пожарной безопасности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Дубровского района Брянской области от 30 сентября 2011 года юридическое лицо – МОУ «Алешинская СОШ» освобождено от административной ответственности с вынесением устного замечания, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МОУ «Алешинская СОШ» прекращено ввиду малозначительности.

В жалобе начальник отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашов *.*. не согласился с тем, что мировой судья неправомерно посчитал отсутствие в действиях юридического лица МОУ «Алешинская СОШ» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, усмотрев в действиях МОУ «Алешинская СОШ» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица МОУ «Алешинская СОШ» отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ (введена ФЗ от 03.06.2011 г. №120-ФЗ), а усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в области пожарной безопасности (ред. Федеральных законов от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ), так как изменения в ст. 19.5 КоАП РФ были внесены 3 июня 2011 года, а предписание было вынесено 23 мая 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо,
совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Вина МОУ «Алешинская СОШ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые являются допустимыми и достоверными, не оспаривается и законным представителем юридического лица.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Алешинская СОШ» выполнило 3 пункта предписания государственного пожарного надзора: 1 пункт - по школе (на путях эвакуации демонтированы деревянные перегородки), 2 – по дошкольной группе (здание оборудовано молнезащитой, помещения дошкольной группы и ФАП разделены противопожарными перегородками). Однако, ОНД по Дубровскому району не проведена проверка по выполнению вышеуказанных пунктов предписания. Расчет уровня обеспечения пожарной безопасности по эвакуационным выходам в соответствии с требованиями пожарной безопасности будет произведен по мере поступления денежных средств. Невыполнение одного пункта предписания по объективным причинам на фоне большой проделанной работы не привело и не повлекло каких-либо угроз для жизни воспитателей и дошкольников.

Таким образом, мировым судьей с учетом обстоятельств дела обоснованно установлено, что правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава
административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Жалоба начальника отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашова А.Н не содержит доводов, опровергающих установленные обстоятельства дела или свидетельствующих о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену принятого по делу судебного постановления с возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье.

При этом п. «б» ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не предусматривает возможность при пересмотре постановления нижестоящего суда изменять или отменять Постановление, в целях усиления административного наказания или иным образом ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено Постановление.

В связи с характером совершенного правонарушения, отсутствием наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, мировой судья обоснованно пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, а поэтому Постановление о прекращении производства по делу является правомерным, а жалоба, подлежащей оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 26 Дубровского района Брянской области от 30 сентября 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Алешинская средняя общеобразовательная школа» оставить без изменения, а жалобу начальника отделения надзорной деятельности по Дубровскому району ГУ МЧС России по Брянской области Барбашова *.*. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья *.*. Дворецкая