Арбитражная практика

По делу по иску о признании бездействия незаконным и обязании произвести уборку лестничных клеток. Решение от 27 сентября 2003 года № 2-1809/2011. Псковская область.

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих *.*.,

при секретаре Варава *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Пскова, действующего в интересах Николаева *.*., к ООО «Микрорайон №7» о признании бездействия незаконным и обязании произвести уборку лестничных клеток,

Установил:

Прокурор г.Пскова, действующий в интересах Николаева *.*., обратился в суд с иском к ООО «Микрорайон №7» о признании бездействия незаконным и обязании произвести уборку лестничных клеток.

В обоснование требований указано, что дом №** по ул.С. в г.Пскове находится на обслуживании управляющей организации ООО «Микрорайон №7». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения указанным обществом требований ЖК РФ в части выполнения обязанности по
надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно обеспечения надлежащего санитарного состояния лестничных клеток и благоприятных условий проживания граждан, несмотря на взимание соответствующей платы.

Истец Николаев *.*. в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель прокуратуры г.Пскова указанные выше доводы поддержал и также пояснил, что в результате бездействия ответчика нарушаются права истца Николаева *.*., проживающего в квартире №**, на благоприятные условия проживания. В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие ООО «Микрорайон №7» в части отсутствия организации уборки лестничных клеток в подъезде, в которой расположена квартира №**, дома №** по ул.С. в г.Пскове и обязать произвести указанные работы в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года.

Представитель ответчика ООО «Микрорайон №7», не оспаривая факта непроведения работ по уборке лестничных клеток, иск не признал и указал, что возникшие с собственниками жилых помещений в доме №** по ул.С. в г.Пскове правоотношения урегулированы заключенным договором управления многоквартирным домом. Согласно его условиям такие действия отнесены к дополнительным услугам по содержанию общего имущества и подлежат дополнительной оплате. Поскольку соглашение о предоставлении данной услуги с жильцами подъезда, в котором расположена квартира №**, не заключалось, то, следовательно, данная услуга им не оказывалась правомерно. Одновременно пояснил, что начисление платежей производилось в полном соответствии с Решением Псковской городской Думы от 17 июля 2009 года №861, но денежные средства, предусмотренные этим Постановление в качестве платы за уборку, расходуются на иные цели – техническое обслуживание
дома. Кроме того, считал, что положения Постановления Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года в данном случае не применимы, поскольку были приняты до введения в действие Жилищного Кодекса РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Николаев *.*. является нанимателем жилого помещения (квартиры) №** в доме №** по ул.С. в г.Пскове на основании договора социального найма, заключенного 08 октября 2010 года с Администрацией г.Пскова.

28 февраля 2008 года между ООО «Микрорайон №7» с одной стороны и собственниками жилого дома №** по ул.С. в г.Пскове заключен договор управления указанным многоквартирным домом (л.д.11).

Как усматривается из содержания договора управления многоквартирным домом №** по ул.С. в г.Пскове (п.1.1) целью управления домом является обеспечение ответчиком благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержания общего имущества.

Согласно п.2.1.1 данного договора управляющая организация приняла на себя обязательство организовывать и проводить управление домом, его содержание, текущий и капитальный ремонт в объеме собранных денежных средств и в порядке, утвержденном собственниками в соответствии с перечнем услуг и работ по содержанию общего имущества и придомовой территории дома; п.2.1.5 – выполнять дополнительные поручения по управлению, содержанию и ремонту жилого дома, перечень которых указан в Приложении №4, при условии заключения дополнительных соглашений или индивидуальных договоров.

При этом, названным выше Приложением №4 в число дополнительных услуг по содержанию общего имущества включены подметание полов во всех помещениях общего пользования, кабинах лифта и их влажная уборка (л.д.22).

В тоже время в соответствии с правилами ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом,
а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и т.д.) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения.

В силу ч.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N491), в силу п.10 которого общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

При этом Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170). Из раздела первого “Основные положения“ Правил N 170 следует, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Пунктом 1.1 Правил N170 предусмотрено, что эти Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, в том числе, организациями различных организационно-правовых форм, занятых
обслуживанием жилищного фонда.

Таким образом, требования, изложенные в Правилах №170, устанавливающие объем и порядок содержания жилищного фонда в силу приведенных норм закона обязательны для исполнения всеми управляющими организациями при осуществлении ими деятельности по содержанию имущества многоквартирного дома.

При этом пункт п.3.2.1 Правил №170 предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток и нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.

Кроме того, п.3.2.7 указанных Правил №170 закрепляет, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. Так, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

Кроме того, согласно п.11 Правил №491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования. При этом, к числу указанных помещений отнесены межквартирные лестничные площади и лестницы (подп. «а» п.2 Правил №491).

Исходя из перечисленных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и лестничных площадок является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и носит для соответствующей управляющей организации обязательный характер, определенный вышеуказанными нормами законодательства.

При этом, не указание в договоре управления многоквартирным домом на то, что управляющая организация обязуется такие услуги оказывать или отнесение их к дополнительным платным услугам, основанием для освобождения от их проведения не является,
поскольку такая обязанность предусмотрена в силу прямого указания закона.

Кроме того, в соответствии с п.4.8 договора управления многоквартирным домом №** по ул.С. в г.Пскове размер платы по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома подлежал определению на собрании собственников дома с учетом предложений Управляющей организации.

Согласно протоколу №1 общего очно-заочного собрания собственников по вопросу установления размеров платежей собственников помещений за управление, содержание и ремонт общедомового имущества принято Решение установить его согласно Постановлению Псковской городской Думы с расходованием полученных денежных средств по решению общего собрания.

Решением Псковской городской Думы от 17 июля 2009 года №861 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в расчет которого включены в том числе и расходы по уборке лестничных клеток в сумме 0,95 руб. за 1 кв.м. общей площади в месяц.

Как следует из объяснений представителя ответчика, установленные указанным выше Решением суммы, в том числе и с учетом расходов по уборке лестничных клеток, взимались ООО «Микрорайон №7» с жильцов дома. Однако денежные средства, выставляемые к оплате за уборку лестничных клеток, расходовались на иные цели.

В тоже время, решения общего собрания собственников жилого дома №** по ул.С. в г.Пскове по вопросу возможности расходования данных средств на иные цели не было, разрешения на это жильцы дома управляющей компании не давали.

Утверждение ответчика о том, что положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года, в данном случае не применимы, поскольку были приняты до введения в действия Жилищного кодекса РФ, суд считает не основанным на законе по вышеприведенным причинам.

При таких обстоятельствах и поскольку обязанность
по уборке лестничных клеток возложена на управляющую организацию законом и не может быть изменена договором, и, принимая во внимание, что соответствующая услуга ответчиком не оказывается, но оплачивается жителями дома, что нарушает права истца на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания, предъявленные прокурором г.Пскова требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования прокурора г.Пскова – удовлетворить.

Обязать ООО «Микрорайон №7» производить в подъезде дома №** по ул.С. в городе Пскове, в котором расположена квартира №**, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц, то есть в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное Решение изготовлено ** *** 2011 года.

Судья *.*. Падучих

Решение в кассационном порядке обжаловано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.