Арбитражная практика

Об обязании совершить действия по передаче и включени. городских лесов в реест муниципальной собственности. Решение от 30 сентября 2011 года № 2-913/11. Ростовская область.

Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Кучерова *.*.

с участием помощника <адрес> городского прокурора Говорковой ЛА

при секретаре Кильдеевой АВ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> и Администрации <адрес> <адрес> поселения об обязании совершить действия по передаче и включению городских лесов в реестр муниципальной собственности,

Установил:

<адрес> городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <адрес> и Администрации <адрес> поселения об обязании совершить действия по передаче и включению городских лесов в реестр муниципальной собственности, указывая на то, что <адрес> прокуратурой в рамках указания прокуратуры <адрес> проведена
проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в том числе полноты принятия мер органами местного самоуправления но учету, охране и воспроизводству лесных ресурсов. Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктами 10, 20, 31 Устава муниципального образования «<адрес> поселение» к вопросам местного значения <адрес> поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес> поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий; осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Из смысла указанных норм следует, что администрация <адрес> поселения - орган местного самоуправления должна обеспечивать первичные меры безопасности в границах муниципального образования «<адрес> поселение».

В ходе проведенной проверки установлено, что в пределах границ Красносулинского <адрес> общая площадь городских лесов составляет № га., администрацией <адрес> поселения городские леса, расположенные в границах <адрес> поселения, с ДД.ММ.ГГГГ в реестр муниципальной собственности не включены, поскольку надлежащим образом не переданы муниципальным образованием «<адрес>

В
ДД.ММ.ГГГГ г.г. Красносулинским <адрес> на выполнение мероприятий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов выделено № тыс. руб., однако по причине отсутствия городских лесов в реестре муниципальной собственности, бюджетные средства на указанные мероприятия в № году, истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года не расходовались.

Исполнение законодательства о пожарной безопасности в лесах является актуальным с учетом катастрофичности ущерба, причиняемого пожарами лесному фонду, а также населенным пунктам, расположенным вблизи лесной зоны. Выявленные нарушения законодательства о лесопользовании, в части сохранности городских лесов от пожаров, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ прокурор просил: 1. Обязать администрацию <адрес> передать городские леса в муниципальную собственность <адрес> поселения. 2. Обязать администрацию <адрес> поселения оформить право собственности на городские леса общей площадью № га.

Впоследствии требования были уточнены (л.д.32), прокурор просил:

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести следующие действия:

поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> земельные участки, общей площадью № га., находящиеся под городскими лесами:

зарегистрировать право собственности на вышеуказанные земельные участки, расположенные под городскими лесами, в <адрес> отделе

Управления Росреестра по <адрес>.

передать вышеуказанные земельные участки, расположенные под городскими лесами, в муниципальную собственность <адрес> поселения.

Обязать администрацию <адрес> поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право собственности на городские леса общей площадью № га.

В судебном заседании помощник <адрес> прокурора Говоркова ЛА поддержала заявленные требования по
указанным основаниям, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков, участвующие по доверенностям Рудь АМ и Королева ЮИ с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что земельные участки нужно поставить на кадастровый учет, чтобы зарегистрировать право собственность на земельные участки в Ростреестре необходимы документальные основания, а их не существует.

Рудь АМ пояснила, что городские леса не находятся в собственности Администрации <адрес> Администрацией <адрес> в соответствии с Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен пакет документов для выполнения кадастровых работ в отношении городских лесов, ведется работа по постановке на кадастровый учет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относится организация использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения (ст. 14) и городского округа (ст. 16). Согласно ч. 2 ст. 10 этого Закона границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. В случае, если границы муниципальных образований не были утверждены органами государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).

В силу ст. 209, 214 ГК РФ
органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности, в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ или субъекта РФ. Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Суд удовлетворяет требования в части возложения обязанности на Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> земельные участки, общей площадью № га., находящиеся под городскими лесами.

Из справки начальника Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что до настоящего времени земельные участки, на которых расположены городские леса, не сформированы, государственная собственность на них не разграничена (л.д.76)

Следовательно, такими землями до разграничения государственной собственности в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ вправе распоряжаться органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также органы государственной власти субъектов РФ в муниципальных образованиях - административных центрах субъектов РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Полномочиями по охране и использованию городских лесов наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов. Поэтому органы местного самоуправления обязаны расходовать средства местного бюджета на
охрану лесов, находящихся в неразграниченной государственной или федеральной собственности. При этом государство не компенсирует эти затраты муниципалитетам.

Объектом гражданского оборота может быть только индивидуализированное недвижимое имущество, то есть ограниченное согласно соответствующим признакам от иного имущества, и индивидуализация лесных участков осуществляется посредством присвоения кадастровых номеров и внесения в реестр.

Спорные лесные участки не могут быть объектом гражданского оборота, поскольку они не индивидуализированы в установленном законом порядке, истцом не представлены выписка из реестра и доказательства разграничения государственной собственности в отношении спорного имущества, поэтому суд отклоняет требование о признании права собственности Администрации <адрес> и Администрации <адрес> поселения на лесные участки, относящиеся к категории “городские леса“.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования <адрес> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> и Администрации <адрес> поселения об обязании совершить действия по передаче и включению городских лесов в реестр муниципальной собственности, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> земельные участки, общей площадью № га., находящиеся под городскими лесами: № городской лес, расположенный на земельном участке, общей площадью № кв.м., на въезде в <адрес> со стороны автомобильной трассы <адрес> № городской лес, расположенный на земельном участке, общей площадью № кв.м., в районе водохранилища «<адрес>»; №. городской лес, расположенный на земельном участке, общей площадью № кв.м., в районе пос. <адрес> <адрес>; №. городской лес, расположенный на земельном участке, общей площадью № кв.м., в районе <адрес>; №. городской лес, расположенный на земельном участке, общей площадью № кв.м., в районе примыкания к <адрес>
севернее <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья Кучерова *.*.