Арбитражная практика

О признании бездействия администрации сельсовета по непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов незаконным. Решение от 09 апреля 2012 года № 2-322/2012. Алтайский край.

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующей судьи Коняевой *.*.,

при секретаре Пашининой *.*.,

с участием помощника прокурора Леонтьева *.*.,

представителя ответчика Сухановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бурановского сельсовета о признании бездействия незаконным, понуждении проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов и их проектов,

Установил:

Прокурор Павловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Бурановского сельсовета, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов и их проектов. Кроме того, просил обязать ответчика провести антикоррупционную экспертизу всех действующих
нормативных правовых актов, принятых администрацией Бурановского сельсовета, проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов Администрации Бурановского сельсовета.

В иске указывает, что в ходе проведенной прокуратурой Павловского района проверки установлено, что администрацией Бурановского сельсовета не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

В ходе проверки установлено, что в (дата) администрацией Бурановского сельсовета принят ряд нормативных правовых актов: Постановление Администрации сельсовета от (дата) № «О предоставлении гражданином, претендующим на замещение должности муниципальной службы Администрации сельсовета, и муниципальным служащим Администрации сельсовета сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», от (дата) года № «Об определении перечня должностей муниципальной службы Администрации Павловского сельсовета, в течение 2 лет после увольнения с которых необходимо соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», от (дата) № «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Бурановского сельсовета» и др.

При этом антикоррупционная экспертиза этих нормативных правовых актов при их принятии и при мониторинге их применения не проводилась, заключения о проведении экспертизы не составлялись, о чём свидетельствует информация, представленная Администрацией сельсовета.

Между тем, в (дата). в ряде нормативных правовых акте принятых Администрацией сельсовета прокуратурой выявлены коррупциогенные факторы.

Так, при проведении ревизии правовых актов органов местного самоуправления выявлено Постановление администрации Бурановско сельсовета от (дата) № «О порядке осуществления земельного контроля в муниципальном образовании Бурановский сельсовет», которым в нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при посуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 2 раза
в год, в то время как в соответствии с названным законом такие проверки могут проводиться не чаще чем 1 раз в 3 года. Кроме того, в нарушение названного Федерального закона Постановлением расширен перечень оснований для проведена внеплановых проверок.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционно экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовы актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 9( выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) относится к коррупциогенныг факторам.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, прокурор считает, что в связи с бездействием Администрации сельсовета, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы принятых Администрацией сельсовета нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию Собранием депутатов сельсовета, нарушаются права граждан.

Помощник прокурора Леонтьев *.*. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении. Уточнил требования, просил обязать ответчика провести антикоррупционную экспертизу нормативных актов, принятых в (дата).

Представитель ответчика, глава администрации Бурановского сельсовета в судебном заседании с требованиями прокурора согласен. Пояснил, что принимаемые документы проходят проверку у прокурора. Полагали, что этого достаточно, ранее замечаний не
было. Нормативные правовые акты обнародуются на стенде, в библиотеке, так закреплено Уставом.

Выслушав доводы прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции есть деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно пункту 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путём проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

При этом, в соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является, в том числе, обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых акто) проводится органами, организациями, их должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (ч. 4 ст. 3
названного Федерального закона).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Постановлением Администрации Бурановского сельсовета от (дата) № утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Суд Установил, что должностными лицами администрации Бурановского сельсовета заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов не составляются. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, несмотря на разработанный порядок, не проведена, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Суд удовлетворяет заявленные прокурором требования в полном объеме.

вызв

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Павловского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Бурановского сельсовета Павловского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы принятых администрацией Бурановского сельсовета нормативно-правовых актов и их проектов незаконными.

Обязать администрацию Бурановского сельсовета Павловского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу принятых в (дата) нормативно-правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов администрации Бурановского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Павловский районный суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2012 года.

Судья *.*. Коняева