Арбитражная практика

О признании незаконным требования об уплате транспортного налога (вступило в законную силу). Решение от 08 сентября 2011 года №. Алтайский край.

Рубцовский городской суд, Алтайского края в составе:

председательствующего Пинчук *.*.,

при секретаре Качаевой *.*.,

с участием помощника прокурора Рубцовского района Гуриной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Рубцовского района в интересах Балашова *.*. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о признании незаконным требования об уплате транспортного налога, возложении обязанности произвести перерасчет, применять транспортный налог, относящийся к категории легковых автомобилей,

Установил:

Прокурор Рубцовского района в интересах Балашова *.*. обратился с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России по Алтайскому краю с требованием признать незаконными требования Инспекции об уплате транспортного налога по ставке, установленной для транспортных средств автобусов на принадлежащий Балашову *.*.
автомобиль, обязать Инспекцию произвести перерасчет транспортного налога за период 2007-2009 г.г. и производить начисление транспортного налога с учетом установленных льгот по его уплате. В обоснование требований указал, что заявитель является собственником автомашины, что подтверждается паспортом транспортного средства. В соответствии с налоговыми уведомлениями от *** за 2007г., от *** за 2008г. и от *** за 2009г. Балашову *.*. был начислен транспортный налог в размере *** рублей с применением налоговой ставки, установленной для транспортных средств - автобусов, в размере 21 рублей на 1 л.с. за 2007г. и 2008г., установленной для транспортных средств - автобусов ч.1 Закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 05.10.2006 №100-ЗС, и в размере *** рублей с применением налоговой ставки, установленной для транспортных средств - автобусов, в размере 25 рублей на 1 л.с. за 2009 г., установленной для транспортных средств - автобусов ч. 1 Закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 04.07.2008 №64-ЗС. Согласно ответу налогового органа от ***, при начислении налога следует руководствоваться информацией по автомобилям семейства УАЗ, налог начисляется в соответствии со сведениями завода изготовителя, согласно этим сведениям автомобиль УАЗ отнесен к автобусам. В связи с отнесением данной категории автомобилей УАЗ к автобусам, руководствуясь Главой 28 НК и Законом Алтайского края от 04.10.2002 №275 «О транспортном налоге» налоговая льгота не применяется.

Указанные выше действия Межрайонной ИФНС России по Алтайскому краю противоречат требованиям налогового законодательства РФ.

В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.361 НКРФ, п.1 ст.1 Закона Алтайского края от 04.10.2002 года №275 «О транспортном налоге» (в ред. 04.07.2008), ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Законом Алтайского края от 04.10.2002 г. №275 в ред.05.10.2006 №100-ЗС «О транспортном налоге» (п.1 ч.1) установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно - 7 рублей с 1 л.с.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно - 21 рублей с 1 л.с.; для автобусов с мощностью двигателя до 130 л.с. (до 95,6 кВт) включительно - 16 рублей с 1 л.с.

Законом Алтайского края от 04.10.2002 №275 в ред.04.07.2008 №64-ЗС «О транспортном налоге» (п.1 ч.1) установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно -10 рублей с 1 л.с.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно - 25 рублей с 1 л.с.; для автобусов с мощностью двигателя до 130 л.с. (до 95,6 кВт) включительно - 50 рублей с
1 л.с. Государственная регистрация автомототранспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», для автомобилей имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения ГИБДД Министерства внутренних дел РФ на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ. В соответствии с Венской конвенцией о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президента Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VTII, а также ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ к транспортным средствам категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 2500кг. Автомобиль УАЗ относится к категории «В».В соответствии со ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.Таким образом, требования Межрайонной ИФНС России по Алтайскому краю об уплате транспортного налога за 2007 г. и за 2008г. в размере *** рублей за каждый год с применением налоговой ставки в размере 21 руб., установленной для транспортных средств -автобусов, а также требование о начислении транспортного налога за 2009г. в размере *** рублей с применением налоговой ставки в размере 25 руб., являются незаконными.

Кроме того, в силу п.1 ст.3 Закона Алтайского края «О транспортном налоге» инвалидам 1 и 2 группы, пенсионерам по возрасту предоставляется льгота по уплате налога на транспортные средства по категориям «Автомобили легковые
с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно» и «Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно» в размере 50 процентов соответствующей ставки.

Балашов *.*. является пенсионером. Действиями МИФНС РФ России по Алтайскому краю нарушены налоговые права истца, созданы препятствия к осуществлению его прав на налоговую льготу по уплате транспортного налога, незаконным возложением обязанности по уплате транспортного налога на принадлежащий ему автомобиль категории «В» с применением налоговой ставки, установленной для транспортных средств - автобусов, без учета права на налоговую льготу.

Прокурор просил признать незаконными требования МИФНС по Алтайскому краю об уплате транспортного налога в сумме *** рублей за 2007г., в сумме *** рублей за 2008г., в сумме *** рублей за 2009г. на принадлежащее Балашову *.*. транспортное средство УАЗ, исходя из ставки, установленной для транспортных средств - автобусов. Обязать ответчика произвести перерасчет транспортного налога Балашову *.*. за период 2007-2009гг. с применением ставки, установленной для легковых автомобилей категории «В», с учетом установленных льгот; и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю производить начисление транспортного налога Балашову *.*. на принадлежащее ему транспортное средство УАЗ регион с применением ставки, установленной для автомобилей категории «В», с учетом установленных льгот.

В судебном заседании помощник прокурора Гурина *.*. доводы искового заявления поддержала, исковые требования уточнила в части, просила признать незаконными требования МИФНС по Алтайскому краю об уплате транспортного налога в сумме *** рублей за 2007г., в сумме *** рублей за 2008г., в сумме *** рублей за 2009г. на принадлежащее Балашову *.*. транспортное средство УАЗ, исходя из ставки, установленной для транспортных средств
- грузовых автомобилей. Остальные требования поддержала.

Истец Балашов *.*. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика МИ ФНС по АК Краснова *.*. исковые требования не признала, указав, что расчет налога на автомобиль УАЗ категории «В» производился в соответствии с НК РФ и Законом АК «О транспортном налоге на территории Алтайского края», и на основании переданных ОГИБДД сведений. Автомобиль УАЗ относится к типу грузовых. Ссылаясь на классификацию, установленную Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, считает, что принадлежащее истцу транспортное средство относится к типу грузовых автомобилей по классификации Венской конвенции о дорожном движении от *** Поэтому, к автомобилю категории «В», предназначенному для перевозки грузов, имеющему более 8 мест, должна применяться налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги
реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Законом АК «О транспортном налоге» от 04.10.2002г. № 275 в ред. от 05.10.2006г. № 100 установлены ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств (п.1ч.1): для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 7 рублей на 1 л.с.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 21 рубль на 1 л.с. Этим же Законом в ред. от 04.07.2008г. № 64 -ЗС, ставки транспортного налога изменены: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 10 рублей на 1 л.с.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 25 рублей на 1 л.с.

Согласно ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Установленное гл. 28 Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного
движения должны учитывать положения данной Конвенции.В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и
не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Первая цифра обозначает класс (эксплуатационное назначение автомобиля) автотехнического средства (АТС). В данном случае автомобиль относится к классу грузовых автомобилей с грузоподъемностью от 2,0 до 8,0 тонн с эксплуатационным назначением «специальные».Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), так «1» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные.В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства (легковой, автобус, грузовой самосвал, фургон, цементовоз, кран и т п.). Согласно данным технического паспорта, автомобиль УАЗ по типу ТС относится к грузовому ТС, вторая цифра обозначает тип АТС. В данном случае транспортное средство относится к типу «специальные».

Таким образом, согласно паспорту технического средства данная марка автомобиля УАЗ отнесена к грузовым автомобилям (специального эксплуатационного назначения, типа - «грузовой фургон», категории «В») и не может быть произвольно
отнесена к типу «легковой автомобиль».

Следовательно, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что расчет транспортного налога Балашову *.*. произведен ответчиком правильно, исходя из ставки налога, установленной статьей 1 п/п. 4.1 таблицы Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС “О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее - Закон) для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, в том числе в редакции Закона от 05.10.2006 г. (Закон № 100-ЗС о внесении изменений в Закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края») за 2007 год по налоговому уведомлению транспортный налог исчислен по ставке 21 руб. за 1 л.с., сумма налога составила *** руб. ; аналогично произведен расчет транспортного налога подлежащего уплате за 2008 год по налоговому уведомлению в сумме *** руб. ; на основании Закона в редакции от 04.07.2008 (Закон № 64-ЗС о внесении изменений в Закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края») за 2009 год по налоговому уведомлению расчет налога произведен исходя из ставки 25 руб. за 1 л.с. Сумма налога, подлежащая уплате, составила *** руб. Данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями за 2007г., 2008г., 2009г.

В соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 3 Закона «О транспортном налоге на территории Алтайского края» льгота по уплате транспортного налога предоставляется на транспортные средства по категориям «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВТ) включительно» в размере 30 процентов в редакции Закона от 05.10.2006 г. и 50 процентов соответствующей ставки в редакции Закона от 04.07.2008 г. При этом согласно п. 3 ст. 3 данного Закона льгота носит заявительный характер и не может предоставляться в ином порядке. Основанием для применения льготы является представленные физическим лицом, признаваемым налогоплательщиком транспортного налога, письменное заявление в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства с указанием выбора транспортного средства, в отношении которого применяется льгота, и документы, подтверждающие право на льготу. При возникновении права на льготу в течение налогового периода перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Поскольку автомобиль УАЗ не относится к категории легковых автомобилей, льгота по уплате транспортного налога Балашову *.*. предоставлена быть не может.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Рубцовского района в интересах Балашова *.*. к МИ ФНС по Алтайскому краю о признании незаконным требования об уплате транспортного налога, возложении обязанности произвести перерасчет, применять транспортный налог, относящийся к категории легковых автомобилей, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, ст. ст. 3, 358, 361, 362 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Рубцовского района в интересах Балашова *.*. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий судья *.*. Пинчук