Арбитражная практика

О взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия. Решение от 28 февраля 2012 года № 2-1119/12. Республика Дагестан.

Федеральный суд Советского района г.Махачкалы в составе: председательствующего Махатиловой *.*., при секретаре Расуловой И., с участием представителя истца Аминова М- *.*. (по доверенности) Киталаева Г. представителя Правительства РД Мурадова С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аминова М.- *.*. к Правительству РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия,

Установил:

Аминов М- *.*. обратился в суд с иском к Правительству РД о взыскании за счет казны Республики Дагестан денежных средств в качестве компенсации материального ущерба, в размере 275 256 рубля, причиненного в результате стихийного бедствия (ливневых дождей), произошедшего 21-29 сентября 2009 года на территории Новолакского района РД
указывая, что ему, жителю Новолакского района РД Правительством РД в лице казенного предприятия РД «Дирекция строящихся объектов «Новострой» в селении Дучи (новострой) был передан на основании Акта передачи в собственность завершенный дом, территориально расположенный на землях Кумторкалинского района.

В сентябре 2009 года в результате продолжительных ливневых дождей его дом был затоплен и сильно пострадал.

Постановлением Правительства Республики Дагестан была объявлена чрезвычайная ситуация. Распоряжением главы МО «Новолакский район» была создана районная комиссия которая произвела осмотр его дома и Определила объем ущерба. Материал по возмещению ущерба был направлен в ГУ МЧС РФ по Республике Дагестан, а затем возвращен и по настоящее время компенсация за поврежденный дом ему не выплачена. Он получил только единовременную материальную помощь в размере 5000руб на члена семьи.

По настоящее время проживает со своей семьей в полуразрушенном доме, для восстановления которого не имеет средств.

На его обращение об оказании помощи и возмещении ущерба от стихийного бедствия администрация МО «Новолакский район», дала ответ о том, что районный бюджет не имеет для этого достаточных средств. Из ГУ МЧС РФ ПО РД он получил ответ о том, что согласно утвержденного порядка выплаты из резервного фонда Правительства РФ производятся только на приобретение сертификата после полного разрушения жилого дома, или на оказание единовременной материальной помощи. Выплата на аварийно-восстановительные
работы производятся из резервного фонда субъекта Российской Федерации.

Полагает ответчиком Правительство РД поскольку оно ответственно за проектное Решение и за качество строительства.

В судебном заседании истец Аминов М,- *.*. и его представитель по доверенности Киталаев *.*. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснили также, что заказчиком проектов жилых домов для переселенцев из Новолаского района являлось правительство РД в лице казенного предприятия «Дирекция строящихся объектов «Новострой» Проектов было несколько в зависимости от размера жилых домов, но все проекты не соответствовали требованиям СНиП и были исполнены без учета места расположения жилых домов. Согласно проектов фундаменты под перегородками в жилых домах не предусматривались. Фундамент дома засыпался землей и перегородки устанавливались на деревянных лагах, оборудованных на земляной насыпи. В результате ливневых дождей земляная насыпь осела и просели перегородки жилых домов. После стихийного бедствия 2009 г. проекты были изменены и перегородки жилых домов усилены фундаментами.

Полагают надлежащим ответчиком по иску Правительство РД - заказчика проектов и виновника в повреждении жилых домов.

Представитель Правительства РД (по доверенности) Мурадов С. иск не признал и пояснил, что в соответствии с п.7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. №
459, бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

проведение аварийно-спасательных работ;

проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы,

промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства;

развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до 550 рублей на

человека в сутки, за питание - до 100 рублей на человека в сутки);

оказание гражданам единовременной материальной помощи (из

расчета - до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью);

оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс.

рублей на семью);

выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики

Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья;

выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших), в размере 20 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.

Данный перечень финансового обеспечения
резервным фондом Правительства РД мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, является исчерпывающим.

Оказание гражданам финансовой помощи на аварийно-восстановительные работы поврежденных жилых домов вследствие чрезвычайных ситуаций не предусмотрено. Допустима лишь выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.

Правительство РД не несет ответственности за проектное Решение и за качество строительства поврежденного жилья, поскольку непосредственно его возведением не занималось

Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении ущерба в результате незаконных действий либо бездействием Правительства РД.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, признаю иск Аминова М- *.*. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы которые лицо чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению
Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с Положением о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденным Постановлением Совета Министров РД № 28 от 17 февраля 1993 г. N 28 (в ред. Постановлений Правительства РД от 16.07.2004 N 177, от 24.12.2009 N 465,от 23.11.2010 N 427, от 20.04.2011 N 118) переселение жителей лакской национальности Новолакского района осуществляется во исполнение постановления III съезда народных депутатов ДССР “О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР “О реабилитации репрессированных народов“.

Организацию процесса переселения и Решение других вопросов, связанных с этим процессом, Правительство Республики Дагестан возлагает на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов (далее - Управление).

(п. 1.2 в ред. Постановления Правительства РД от 23.11.2010 N 427)

Переселение проводится поэтапно семьями и населенными пунктами в соответствии с графиком, утвержденным Управлением по согласованию с администрацией муниципального образования “Новолакский район.

Согласно гл. 4 и 7 Положения о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые жома. Строения. Многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденного Постановлением Правительства РД от 19 марта 2007 г. №74 финансирование строительства жилья
по договору строительного подряда осуществляется на основании утвержденных комиссией списков и в соответствии с договором строительного подряда, заключаемым между заказчиком-застройщиком и подрядной организацией, определенной на конкурсной основе.

Приемка законченного строительством жилья осуществляется приемочной комиссией, образуемой заказчиком –застройщиком.

Лицам лакской национальности Новолакского района жилые дома, построенные на новом месте жительства предоставляются в собственность безвозмездно. Основаниями для предоставления в собственность жилых домов. Построенных для переселившихся граждан являются6 выписка из решения комиссии о переселении на новое место жительства. Акт приемки завершенного строительством жилого дома приемочной комиссией.

В соответствии с Постановлением Правительства РД № 6 от 11.01.2008 г. «О заказчиках-застройщиках, осуществляющих строительство объектов, финансируемых в рамках республиканской инвестиционной программы» (в ред. Постановлений Правительства РД от 31.10.2008 N 361, от 01.07.2009 N 220, от 13.10.2009 N 353, от 23.07.2010 N 265) начиная с 2008 года заказчиком-застройщиком вновь начинаемых объектов, строящихся в рамках республиканской инвестиционной программы по объектам, строящимся в рамках Мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района, - государственное унитарное предприятие “Дирекция строящихся объектов “Новострой“.

Согласно Устава ГУП Республиканское казенное предприятие «Дирекция строящихся объектов «Новострой», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 ноября 2005 г. учредителем Предприятия является Правительство Республики Дагестан.

Предприятие создано в целях выполнения функций заказчика-застройщика по строительству объектов, предусмотренных мероприятиями Программы, а также осуществления задач по их
эксплуатации и содержанию.

Из материалов дела следует. что согласно Акта рабочей комиссии по приемке законченного строительством здания, сооружения от 2001 г. Аминову М- *.*. передан жилой дом тип № в с.Дучи переселенческого Новолаского района.

Рабочей комиссией дом признан соответствующим проекту и стандартам СНиП и пригодным к эксплуатации законченным строительным объектом.

Согласно справки Зам главы Администрации МО «Сельсовет Дучинский» от ДД.ММ.ГГГГ и справки филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по Новоласкому району РД от ДД.ММ.ГГГГ Аминов М- *.*. с семьей в составе 2-х человек проживает в с.Дучи Новолаского района РД и имеет жилой.

Из протокола заседания КЧС МО»Новолаский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате продолжительных ливневых дождей с 21 по 29 сентября 2009 г. жилые дома в с.Дучи, в с.Новолакское частично и в с.Тухчар полностью затоплены. В домах подвергшихся затоплению образовались поперечные и продольные трещины, продолжается процесс просадки несущих фундаментов и конструктивных элементов и перегородок. Случившееся является ситуацией чрезвычайного природного характера.

ДД.ММ.ГГГГ Главой МО «Новолаский район» составлено донесение Председателю Правительства РД о последствиях ливневых дождей прошедших 21-29 сентября 2009 г. и ситуации в « Новострое» общая сумма ущерба определена в размере 16500000 руб.

Распоряжением Главы МО «Новолакский район» от ДД.ММ.ГГГГ образована комиссия для определения ущерба, нанесенного домостроениям в с.Тухчар,с.Новолакское, с.Дучи в результате сильных ливневых дождей, прошедших с 20 по
29 сентября 2009 г.

Согласно списка жителей с.Дучи Новолакского района РД, пострадавших в результате сильного дождя ДД.ММ.ГГГГ. утвержденного Главой Администрации МО «Новолакский район» и Председателем Правительства РД и с начальником ГУ МЧС РФ по РД Аминов М- *.*. получил единовременную материальную помощь в размере 15000 руб.

Аминов М- *.*. включен также в сводный список граждан на получение финансовых средств для проведения аварийно-восстановительных работ, утвержденный Главой МО «Новолакский район» При этом, требуемая помощь для проведения аварийно-восстановительных работ в жилом доме Аминова М- *.*. определена в размере 36325 руб. в ценах 2009 г..

Согласно Акта экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ обследован жилой дом Аминова М- *.*. в с.Дучи Новострой МО «Новолакский район» РД. Общая площадь жилого доматип 3 составляет 54,40 кв.м. На момент осмотра были установлены повреждения конструктивных элементов здания:

Многочисленные трещины в отмостке, вертикальные и горизонтальные сквозные трещины в перегородках, вертикальные сквозные трещины в сопряжениях стен с перегородками, значительные прогибы полов, отставание полов от стен и перегородок до 10-15 см. в местах сопряжения полов со стенами и перегородками, отпадение штукатурки стен в местах сопряжения полов со стенами и перегородками, перекос оконных и дверных проемов, вертикальные и продольные трещины в цокольной части фундаментов. Стоимость ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений конструктивных элементов жилого дома Аминова М- *.*.
в с.Дучи Новолакского района РД составляет 275 256 руб.

Акт экспертного исследования суд признает обоснованным, достоверным и принимает его за основу при вынесении решения суда по делу.

Из исследованного судом рабочего проекта жилого дома тип 3-н в переселенческом Новоласком районе РД заказчик проекта Дирекция строящихся объектов Управления Правительства РД по вопросам переселения, исполнитель ГПИ «Дагестангражданпроект следует, что жилой дом состоит из 6 помещений общей площадью 54,40 кв.м. По плану фундаментов фундаменты под межкомнатными перегородками не предусмотрены.

Оценивая данные проекта в совокупности с заключением эксперта суд признает установленным, что причиной повреждения жилого дома принадлежащего Аминову М- *.*. является неправильное проектное Решение жилого дома, по которому перегородки жилого дома установлены не на фундаментах, а на деревянных лагах, настеленных на земляную насыпь, что в результате проливных дождей привело к оседанию земляной насыпи и вследствие этого осадке перегородок жилого дома и прогибу полов.

В судебном заседании представитель Правительства РД Мурадов С. пояснил, что заказчиком проектов являлась дирекция строящихся объектов Управления Правительства по вопросам переселения, а исполнителем институт «Дагестангражданпроект». Проекты домов были заказаны в пределах выделенных на строительство жилых домов средств из расчета 18 кв.м жилья на одного члена семьи. В последующем, в связи с выявленными в результате затопления жилых домов недостатками их проектного решения проекты были изменены и фундаменты усилены. Возводимые в последующем в Новострое жилые дома имеют новое проектное Решение и заказчиком новых проектов также является ДСО УПРД.

При изложенных обстоятельствах суд признает несостоятельными доводы представителя Правительства РД о том, что Правительство не несет ответственности за проектное Решение и за качество строительства поврежденного жилья, поскольку заказчиком-застройщиком, а также лицом, принявшим объекты «Новострой» по акту приемки является Республиканское казенное предприятие « Дирекция строящихся объектов «Новострой», учредителем которого является Правительство РД

Согласно ст.18 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ,, от 28.12.2010 N 412-ФЗ,от 29.12.2010 N 442-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При изложенных обстоятельствах иск Аминова М- *.*. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Аминова М.А-Н. удовлетворить.

Взыскать с Правительства РД за счет средств казны РД в пользу Аминова М.А-Н. ущерб причиненный повреждением жилого дома в сумме 275 256 (двести семьдесят пять тысяч двести пятьдесят шесть) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Судья Махатилова *.*.

Отпечатано в совещательной комнате.