Арбитражная практика

О понуждении принять меры по ограждению территории зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и обеспечении ее охраной. Решение от 07 декабря 2011 года № 2-1003/2011. Республика Марий Эл.

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева *.*., с участием прокурора Беляева *.*., при секретаре Зубковой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл

в интересах неопределенного круга лиц

к администрации муниципального образования «Усолинское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл и обществу с ограниченной ответственностью «Вода»

о понуждении принять меры по ограждению территории зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) в селе <адрес> и обеспечению их охраной, оборудованию водонапорных башен приспособлением для отбора воды пожарной техникой,

Установил:

Горномарийский межрайонный прокурор указывает, что в селе <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения при организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Водонапорные башни, расположенные в деревнях <адрес> обеспечивают холодной водой население, проживающее в указанных населенных пунктах.

Водонапорная башня, расположенная в селе <адрес>, обеспечивает холодной водой население <адрес>, деревень <адрес>.

Водонапорная башня, расположенная в д. <адрес>, обеспечивает холодной водой население деревень <адрес>

В селе <адрес> установлено, что территории первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважина, водонапорная башня, помещение электрощитовой) не ограждены и не обеспечены охраной.

Также в селе <адрес> выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые выразились в отсутствии на водонапорных башнях приспособлений для отбора воды пожарной техникой

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30ФИО6 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Граница первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений принимается на расстоянии не менее 10 метров от
водонапорных башен, территория которого должна быть ограждена и обеспечена охраной (Пункты 2.4.2, 3.2.1.1 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10).

Статьей 14 (п.п. 4 п. 1) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых осуществляется органами местного самоуправления поселения самостоятельно, относится организация водоснабжения населения.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Усолинское сельское поселение» организация водоснабжения населения поселения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Отсутствие соответствующего ограждения участка зоны санитарной охраны водопроводных сооружений нарушает права жителей села <адрес> на охрану жизни и здоровья, стабильное снабжение холодной водой, а также способствует совершению террористических актов.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»
от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПП 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Пунктами 8 и 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131, пунктами 9 и 10 ст. 6 Устава МО «Усолинское сельское поселение» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Отсутствие на водонапорных башнях приспособлений для отбора воды пожарной техникой в любое время года вызывает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно приложению № 2 к Закону Республики Марий Эл «О разграничении имущества муниципальной собственности между муниципальными районами и городскими, сельскими поселениями» от 30.12.2006 г. №
82-3 водопроводные сети в селе Усола и деревнях Мичакнуры, Эшманайкино, Саратеево, Носелы переданы из собственности МО «Горномарийский муниципальный район» в собственность МО «Усолинское сельское поселение», что также подтверждается актом приема-передачи от 30.01.2007г.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 раздела 2 договора аренды недвижимого имущества № 23 от 30.12.2010г., заключенного между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» и ООО «Водоснабжение», предусмотрено, что арендатор (ООО «Водоснабжение») обязан осуществлять за свой счет эксплуатацию, содержание и обслуживание объекта.

На основании договора от 02.02.2011 ООО «Водоснабжение» присоединилось к ООО «Вода» с переходом всех прав и обязанностей от присоединяемого к основному обществу. В соответствии с ч. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. На основании передаточного акта от 27.04.2011 ООО «Водоснабжение» передало, а ООО «Вода» приняло активы и пассивы, а также все права и обязанности присоединяемого общества. Таким образом, обязанности по эксплуатации, содержании и обслуживании объектов водопроводных сооружений: скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых, ООО «Водоснабжение» передало в ООО «Вода».

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ
прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Усолинское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл и ООО «Вода» оградить территорию зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в селе <адрес> и обеспечить их охраной, а также обязать администрацию муниципального образования «Усолинское сельское поселение» и ООО «Вода» оборудовать водонапорные башни, расположенные в селе <адрес>, приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Прокурор письменным заявлением от иска в части возложения обязанности оборудования водонапорных башен, расположенных в селе <адрес> приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года отказался, в связи с чем вынесено определение о прекращении производства в указанной части.

Представители ответчика - администрации муниципального образования «Усолинское сельское поселение» <адрес> Республики Марий Эл - глава сельской администрации Григорьев *.*. и ООО «Вода» Ломтадзе *.*. в судебном заседании иск прокурора признали. В связи с невозможностью выполнять вышеуказанные работы в зимних условиях и тяжелым финансовым положением просят предоставить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель 3 лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Громова *.*. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании полностью поддержала требования прокурора. Считает, что необходимо предоставить срок для исполнения решения, так как необходимо выполнить очень большой объем работ.

Выслушав стороны и 3 лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В развитие данного положения ч. 1 ст. 18 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее Закон) предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу п. 3 ст. 44 ФЗ “Об охране окружающей среды“ в целях охраны окружающей среды городских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Санитарные правила и нормативы “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02“, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., с 1 июня 2002 г., также предусматривают обязательное создание зон санитарной охраны (далее ЗСО) на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду
как из поверхностных, так и из подземн Ф.И.О. целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).

Согласно п. 1.17 Санитарных правил и нормативов “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02“ отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом, в том числе предусмотренных пунктами: 2.4.1. Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно-защитной полосой. 2.4.2. Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии: от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей - не менее 30 м; от водонапорных башен - не менее 10 м; от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) - не менее 15 м.

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ( с изменениями и дополнениями): 1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением
населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; 4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

Суд приходит к выводу о том, что отсутствие ограждений в зонах санитарной охраны скважин не свидетельствует о нарушении ответчиками требованийФедерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», прокурором не представлено никаких доказательств о том, что органы самоуправления МО «Усолинское сельское поселение» нарушают требования этого Федерального закона, согласно которому противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а сам терроризм понимается как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В нарушение требований ч.
3 ст. 131 ГПК РФ прокурор в исковом заявлении, предъявленном им в защиту неопределенного круга лиц, необоснованно указал, что ответчиком нарушаются требованияФедерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Судом установлено, что ответчики незаконно бездействуют в части оборудования ограждений территорий зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в селе <адрес> и обеспечения их охраной, разработки проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых), расположенных в вышеуказанных населенных пунктах, то есть нарушают требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно пунктам 4, 8 и 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ (Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит Решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1); в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить Решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший Решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом ( ч. 2).

Суд приходит к выводу, что прокурор в части оборудования ограждения территорий ЗСО, обеспечения их охраной обоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, подтвердил свои требования протоколами осмотра территорий объектов водоснабжения, договорами аренды объектов.

В соответствии с Договором аренды недвижимого имущества от 30 декабря 2010 года арендатор водопроводных систем водоснабжения населенных пунктов Усолинского сельского поселения ООО «Вода» обязан содержать объект в полной исправности и надлежащем санитарно-техническом состоянии, соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и требования, установленные для предприятий данного профиля деятельности

Суд, с учетом мнения сторон, которые выразили согласие с предложенным прокурором сроком исполнения решения суда, учитывая необходимый объем работ для исполнения заявленных требований, приходит к выводу о необходимости установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в части оборудования ограждения территорий ЗСО.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на Усолинскую сельскую администрацию Горномарийского района Республики Марий Эл и общество с ограниченной ответственностью «Вода» обязанности:

в срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить территории зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в селе <адрес> и обеспечить их охраной.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вода» Горномарийского района Республики Марий Эл в бюджет муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Горномарийского района Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий *.*. Малышев