Арбитражная практика

По иску прокурора об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры. Решение от 03 ноября 2011 года № 2-270/2011. Мурманская область.

Снежногорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Шитовой *.*.,

при секретаре Фоминых *.*.,

с участием прокурора Койпиш *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система г. Полярный», Управлению культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск, администрации ЗАТО Александровск об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры,

Установил:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры, а именно оборудовать крыльцо центрального входа в здание Центральной городской библиотеки, расположенной по ул. ***, *** в
г. Полярный приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.

В судебном заседании прокурор изменил исковые требования и пояснил, что Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проверки было установлено, что на территории ЗАТО Александровск проживают инвалиды, использующие для передвижения коляски, которые не имеют доступа в том числе и к объекту культуры – Центральной городской библиотеке г. Полярный, поскольку центральный вход не оборудован средствами для беспрепятственного доступа инвалидов.

МУК «Центральная библиотечная система г. Полярный» находится в подчинении Управления культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск. Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Собственником зданий, где расположено МУК «ЦБС г. Полярный» является муниципальное образование ЗАТО Александровск, которое передало в оперативное управление и безвозмездное пользование здания, где расположена библиотека.

В связи с тем, что МУК «ЦБС г. Полярный» имеет два здания, одно из которых расположено по ул. ***, д.*** в г. Полярный, и где возможно в более кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами установить пандусы для передвижения инвалидов, прокурор в соответствии с требованиями ст. 15 ч.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит суд обязать ответчиков оборудовать здание детской городской библиотеки, входящей в централизованную библиотечную систему г. Полярный и расположенную по ул. ***, д.***, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до 01.09.2012 года.

Представитель ответчика – МУК «ЦБС г. Полярный» Испенкова *.*. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась и пояснила, что централизованная библиотечная система имеет два здания, одно
из которых расположено по ул. *** в г. Полярный. Именно в этом здании возможно установить пандусы для инвалидов, передвигающихся на колясках с наименьшими затратами и в более короткие сроки.

Полагает, что до 01.09.2012 года работы будут выполнены.

Представитель ответчика – администрации ЗАТО Александровск иск признала и просила суд удовлетворить требования прокурора об оборудовании пандусов в детской библиотеке г. Полярный по ул. *** и в срок до 01.09.2012 года.

Представитель третьего лица – председатель общества инвалидов Гаджиевской городской организации Мурманской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Бондаренко *.*. не возражала против удовлетворения иска прокурора с внесенными в судебном заседании изменениями. Пояснил, что оборудование пандусов в одной из библиотек города будет отвечать интересам инвалидов.

Представитель управления культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика – управления культуры, спорта и молодежной политики ЗАТО Александровск.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации, её ст. 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (
ст. 72, п. «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти ( ст. 12, ст.ст. 13-132 Конституции РФ) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренный Конституцией РФ.

В силу ст. 15 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным
расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Установив в Федеральном законе полномочия, права и обязанности различных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность осуществляется за счет средств местных бюджетов ( ст.1 и 7, ст. 72 ст. 133 Конституции РФ; ст. 18 ФЗ-131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ»).

В ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного Кодекса РФ закреплены принципы обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, в том числе и необходимость оборудования в зданиях и сооружения пандусов.

Судом установлено, что в нарушение Конституции РФ и приведенного федерального законодательства, ответчики не обеспечили беспрепятственный доступ инвалидам, использующим для передвижения коляски к объекту культуры – МУК «Централизованная библиотечная система г. Полярный».

В силу ст.ст.333.36, ч.1, п.п.9,19; 333.20, ч.1, п.8 НК РФ госпошлина с ответчиков не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 192-194 ГПК РФ,

Решил:

Иск Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Полярный» оборудовать вход в здание, указанного учреждения, расположенного по ул. ***, д.*** в
г. Полярный приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до 01.09.2012 года.

Обязать Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск и администрацию ЗАТО Александровск в срок до 01.09.2012 года профинансировать мероприятия по оборудованию здания МУК «Центральная библиотечная система г. Полярный» беспрепятственным доступом для инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня принятия через Снежногорский городской суд.

Председательствующий судья: *.*. Шитова