Арбитражная практика

О признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Решение от 10 августа 2011 года №. Красноярский край.

Центральный районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Петелиной *.*.,

при секретаре Цоцколаури *.*.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г.Красноярска Полянской *.*.,

представителя истца ФИО6,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

Установил:

Минусинский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал следующим.

ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает
в жилом доме, площадью 64,80 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, доля (9/20) в котором принадлежит ее сыну ФИО5. В указанном жилом помещении зарегистрировано четыре человека.

На основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ.

Учетное дело ФИО1 было направлено в Министерство социальной политики <адрес> для принятия решения о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решением комиссии Министерства социальной политики <адрес> в предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на приобретение квартиры было отказано.

Считает отказ Министерства социальной политики незаконным, поскольку ФИО16 имеет право на предоставление указанной меры социальной поддержки, так как является нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, устанавливающего, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма истица не имеет, проживает в доме сына, совместное хозяйство с
собственником не ведет, у них отсутствует общий бюджет, взаимной поддержки друг другу не оказывают. Основания считать ФИО16 членом семьи собственника жилого помещения отсутствуют. Намеренно свои жилищные условия в течение пяти лет истица не ухудшала.

В связи с изложенным, у Министерства социальной политики <адрес> отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ФИО16 мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Просит признать Решение Министерства социальной политики <адрес> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО16 незаконным, обязать ответчика предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель истицы ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме. Суду дополнил, что в настоящее время по соглашению между сособственниками было приято Решение о прекращении права долевой собственности, доля в праве собственности ФИО8 была выделена в натуре. На сегодняшний день жилое помещение в котором проживает истица представляет из себя квартиру, общей площадью 29,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В квартире состоят на регистрационном учете и фактически проживают 4 человека, соответственно на сегодняшний день истица обеспечена жилой площадью менее
учетной нормы и является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика - Министерства социальной политики <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование своих возражений пояснила следующее.

Фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит возникновение у вдовы участника Великой Отечественной войны права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» является факт ее нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.

Согласно исковому заявлению ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проживает в доме по адресу: <адрес>, общей площадью 64,8 кв.м., доля в праве собственности на который с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ее сыну ФИО8. В заявлении Минусинскому межрайонному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указала, что проживает с сыном и внуком. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрировано по месту жительства 4 человека. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Министерство с заявлением ФИО7, указанные лица зарегистрированы по месту жительства не в <адрес>, а в жилом <адрес>. В таком случае на 4 человек приходится не 29,3 кв.м. общей площади жилого помещения, как указано в исковом заявлении, а 64,8 кв.м..

Частью 1 статьи 31 ЖК
РФ родители собственника, проживающие с ним совместно, безусловно названы членами его семьи, то есть истица является членом семьи собственника жилого помещения. Право пользования жилым помещением принадлежит ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО8 попытался упорядочить право пользования ФИО16 домом посредством подписания с ней договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Однако доля в имуществе без ее выделения в натуре не может быть объектом аренды. Если объект аренды не индивидуализирован, договор считается незаключенным. Фактически сложившиеся отношения у ФИО1 по пользованию жилым помещением не соответствуют прописанным в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 оплачивает не только электроэнергию, услуги связи, как предусмотрено п. 3.4 договора, но несет расходы по оплате холодного водоснабжения, вывоза твердых бытовых отходов, приобретения газовых баллонов, приобретения и доставки угля. То есть можно сделать вывод, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не только не заключен, но и фактически не исполняется.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> края ФИО9, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление, представила суду письменный отзыв на исковые требования, согласно которому Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации <адрес> вдова
ветерана ВОВ признана нуждающейся в жилом помещении. Учетное дело направлено в Министерство социальной политики <адрес> для принятия решения о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 ст.2 закона предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой
Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» п.1 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору
социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

В силу п.6 ст.1 указанного Закона его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается удостоверением, выданным УСЗН администрации <адрес>, свидетельством о регистрации брака между ФИО10 и ФИО11, свидетельством о смерти ФИО10, ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО12 и соответственно имеет право на предоставление льгот, установленных ст.15 Федерального закона «О ветеранах».

Как следует из положений п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Положения ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и
родителей данного собственника.

В соответствии с ч.2 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно пояснениям представителя истицы и представленных суду письменных доказательств (объяснений ФИО1, выписки из домовой книги, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) ФИО1 до 2001 года проживала с супругом в <адрес>, после смерти мужа продала квартиру и переехала жить в <адрес> к своим родственникам. Приобрести жилье в <адрес> не представилось возможным из-за разницы в ценах на жилье. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете и фактически проживает по адресу: <адрес> в <адрес> общей площадью 29,3 кв.м.. В указанной квартире фактически проживают и состоят на регистрационном учете четыре человека: истица, ее сын ФИО8, внук истицы ФИО13, родственник ФИО14, никто из указанных лиц на праве собственности жилых помещений не имеет.

В соответствии с Решением Минусинской городской Думы №р от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> в размере 9 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного
человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).

При таких обстоятельствах, учитывая, что на истицу приходится площадь жилого помещения, где она проживает, менее учетной нормы, а именно 7,3 кв.м., из расчета (29,3/4), есть основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истица имеет статус вдовы участника Великой Отечественной войны, а также является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она обеспечена площадью жилого помещения менее учетной нормы, иного жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имеет, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ Министерства социальной политики <адрес> в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным.

Обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Красноярска.

Председательствующий подпись *.*. Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий *.*. Петелина