Арбитражная практика

По делу № 2-344 (о возложении обязанности по надлежащей организации теплоснабжения населения, созданию запаса топливно-эн.ресурсов). Решение от 31 октября 2011 года № 2-344/2011. Архангельская область.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Томашевской *.*.,

при секретаре Яковлевой *.*.,

с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Исса *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мошинское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов,

Установил:

Прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мошинское» (далее МО «Мошинское») о возложении
обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее ОАО «АрхоблЭнерго») о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства, регулирующего защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере при проведении отопительного сезона 2011-2012 годов установлено, что на территории МО «Мошинское» сложилась неблагополучная обстановка с запасами топливно-энергетических ресурсов на котельных. По состоянию на 16 сентября 2011 года на территории Мошинского сельского поселения нормативный запас топливно-энергетических ресурсов не создан. Котельные находятся в собственности МО «Мошинское» и переданы в аренду «АрхоблЭнерго». Общий нормативный запас основного и резервного видов топлива на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств, при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток. Необходимый запас топлива для бесперебойного отопления жилых домов, расположенных на территории Мошинского сельского поселения, не создан. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Мошинского сельского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций.

Просил обязать ОАО «АрхоблЭнерго» осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу, а также обязать МО «Мошинское» организовать надлежащим образом теплоснабжение населения в границах Мошинского сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Исса *.*. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, уточнив исковые требования, просила обязать ответчиков произвести указанные работы в период отопительного сезона 2011-2012 года. В остальном требования и доводы искового заявления поддержала, дополнительно пояснив, что создание запасов топлива регламентируется Инструкцией «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года № 66. По состоянию на 30 октября 2011 года запасы топлива составляют: угля на 2 суток, что не соответствует установленным законом требованиям. Таким образом, необходимый запас топлива для бесперебойного отопления жилых домов, расположенных на территории Мошинского сельского поселения, не создан, поставки топливных ресурсов не ожидаются, срок действия договора на закупку угля закончился. План, а также график поставки топлива отсутствует. Непринятие мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории Мошинского сельского поселения может повлечь срыв отопительного сезона, ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья, а также привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Федеральным
законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения населения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Администрация МО «Мошинское» обязана надлежащим образом организовать теплоснабжение населения на территории Мошинского сельского поселения. Отсутствие запаса топлива на котельных свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации МО «Мошинское» своих обязанностей по организации теплоснабжения на подведомственной территории. Котельные находятся в собственности МО «Мошинское», на основании договора от 01 августа 2009 года переданы в аренду ОАО «АрхоблЭнерго».

Представитель ответчика - администрации МО «Мошинское» Швецов *.*., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором указал, что обязанность по созданию нормативных запасов топлива возложена на ОАО «Архоблэнерго», необходимые средства администрацией МО «Мошинское» своевременно и в полном объеме перечисляются энергоснабжающей организации.

Представитель ответчика - ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» Кобыленко *.*., извещенная о дате, времени, месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд Определил
рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив доводы и требования искового заявления, выслушав пояснения старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит Решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ) организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения,
устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Таким образом, полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения в силу закона возложены на МО «Мошинское».

Согласно договору аренды имущества № от 01 августа 2009 года и приложения №1 к нему, МО «Няндомский муниципальный район» передает, а ОАО «АрхоблЭнерго» принимает недвижимое имущество – здания строения сооружения (котельные), с земельными участками необходимыми для их эксплуатации, расположенные на территории МО «Мошинское». Срок аренды установлен с момента подписания договора на 11 месяцев. Пунктом 6.3 указанного договора предусмотрено, что если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д. 10-15).

При таких обстоятельствах, договор аренды имущества № от 01 августа 2009 года в настоящее время является действующим, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Из акта приема-передачи имущества от 01 августа 2009 года следует, что ОАО «АрхоблЭнерго» приняло от МО «Няндомский муниципальный район» имущество согласно Приложению № 1 к договору аренды № от 01 августа 2009 года (л.д. 14-15, 86, 90-92, 98-100).

На основании п. 1.1 вышеуказанного договора аренды его целью
является повышение эффективности использования муниципального имущества в интересах потребителей коммунальных услуг, устойчивое теплоснабжение населения, а также достижение максимального экономического и социального эффекта в сфере предоставления коммунальных услуг на территории МО «Мошинское».

Пунктом 3.4 Устава ОАО «АрхоблЭнерго» предусмотрено, что для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 16-28).

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «О порядке представления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Приказом Министерства энергетики РФ от 04 сентября 2008 года №66 утверждена Инструкция «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» (далее - Инструкция), которая разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо при производстве организациями, независимо от форм собственности
и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.

Согласно п.п. 2, 4 Инструкции, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Согласно п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев от отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.

Из справок о запасах топлива на котельных Няндомского филиала ОАО «АрхоблЭнерго» следует, что по состоянию на 16 сентября 2011 года запас топлива на котельных составлял: уголь на 36 суток; на 17 октября – на 4 суток; на 19 октября – 3 суток; на 27 октября – 10 суток (л.д. 7, 39, 114, 130).

При этом по состоянию на 30 октября 2011 года на территории Мошинского сельского поселения нормативный запас топливно-энергетических ресурсов на котельных, переданных в аренду ОАО «АрхоблЭнерго», также не создан, составляет: уголь на 2 суток (л.д.
139).

о. прокурора Няндомского района 21 октября 2011 года в адрес и.о. главы администрации МО «Мошинское» вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона в связи с непринятием мер по своевременной закупке и запасу топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования «Мошинское» теплоснабжающей организацией «Архоблэнерго» и непринятием администрацией действенных мер в данном направлении во избежание срыва отопительного сезона, нарушения прав граждан и возникновения чрезвычайных ситуаций (л.д. 136).

Из объяснения и.о. главы администрации МО «Мошинское» от 21 октября 2011 года следует, что на территории Няндомского района действительно складывается неблагополучная ситуация по запасам топливно-энергетических ресурсов, нормативный запас угля для котельной МО «Мошинское» не создан. Администрация МО «Мошинское» претензий теплоснабжающей организации не направляло, за судебной защитой не обращалась (л.д. 137).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «АрхоблЭнерго», в нарушение Инструкции «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», не осуществляет необходимый запас твердого топлива на 45 суток.

В свою очередь администрация МО «Мошинское» в силу возложенных на нее Законом 131-ФЗ полномочий надлежащим образом не организует теплоснабжение населения в границах Мошинского сельского поселения, что выражается в отсутствии надлежащего контроля за созданием необходимого запаса топлива на котельной, переданной в аренду ОАО «АрхоблЭнерго», на территории муниципального образования «Мошинское».

Как установлено в судебном
заседании, ОАО «АрхоблЭнерго» в силу договора аренды приняло на себя обязательства по теплоснабжению населения, в свою очередь, в силу Закона 131-ФЗ полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения возложены на МО «Мошинское».

В силу диспозитивности гражданского судопроизводства, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Вместе с тем, представителем ответчика администрации МО «Мошинское» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что администрация МО «Мошинское» надлежащим образом организовывает теплоснабжение населения в границах Мошинского сельского поселения.

Суд считает, что проводимые администрацией МО «Мошинское» мероприятия, направленные на обеспечение своевременной и качественной подготовки жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики МО «Мошинское» к работе в осенне-зимних условиях и обеспечение устойчивого прохождения отопительного периода, являются недостаточными и не свидетельствуют о надлежащей организации снабжения населения теплом, что следует из исследованных судом доказательств.

Кроме того, администрация МО «Мошинское» является стороной по договору аренды и на основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ наделена правом на судебную защиту нарушенных прав с целью создания нормативных запасов топлива в соответствии с требованиями Инструкции.

В силу Закона 131-ФЗ способы, средства и приемы, направленные на создание надлежащей организации теплоснабжения населения, проживающего на территории Мошинского сельского поселения, администрация муниципального образования «Мошинское» избирает самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В судебном заседании установлено, что прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан проживающих на территории Мошинского сельского поселения и пользующихся услугой теплоснабжение. В данном случае индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате ненадлежащей организации теплоснабжения населения Мошинского сельского поселения, невозможно, в связи с чем круг лиц является неопределенным.

Принимая во внимание вышеизложенное, дав оценку и анализ исследованным в ходе судебного заседания доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Няндомского района Архангельской области в полном объеме.

На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с администрации муниципального образования «Мошинское» взысканию не подлежит.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеуказанной нормы закона с ответчика ОАО «АрхоблЭнерго» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, с учетом требований п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 100 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мошинское» о возложении обязанности организовать надлежащим образом теплоснабжение населения; открытому акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности осуществить запас топливно-энергетических ресурсов, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мошинское» надлежащим образом организовать в границах Мошинского сельского поселения теплоснабжение населения в период отопительного сезона 2011-2012 годов.

Обязать открытое акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» в период отопительного сезона 2011-2012 годов осуществить запас топливно-энергетических ресурсов на 45 суток по твердому топливу.

Взыскать с открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей 00 копеек.

На Решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Архангельский областной суд через Няндомский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное Решение составлено 07 ноября 2011 года.

Председатель

Няндомского районного суда *.*. Томашевская