Арбитражная практика

Об обязании органиховать утилизацию и переработку бытовых отходов. Решение от 09 ноября 2011 года № 2-1400/2011. Пермский край.

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина *.*.,

при секретаре Ачимовой *.*.,

с участием помощника Кунгурского городского прокурора Поляковой *.*.,

представителя ответчика Котельникова *.*., доверенность от 20.09.2011 г.,

представителя третьего лица Администрации Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Кокшаровой *.*., доверенность от 09.11.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства,

Установил:

Кунгурский городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации
Кунгурского муниципального района Пермского края и просит обязать Администрацию Кунгурского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, образованных на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, а именно: 1. разработать и утвердить муниципальную программу по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Кунгурского муниципального района с определением мест размещения отходов, образованных на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в срок до 01.10.2011 г.; 2. оборудовать места размещения отходов, образованных на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.09.2012 г.; 3. предусмотреть и осуществлять выделение денежных средств на финансирование мероприятий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образованных на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района, до выполнения мероприятий по оборудованию мест размещения отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, определенных ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в частности соблюдение права
человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области окружающей среды. При этом указанной статьей предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Ст.7 указанного закона предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения закреплены и в ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 установлено, что полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В соответствии с ч.14 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.14 ч.2 ст.12 Устава Кунгурского муниципального района к
вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Проведенной проверкой установлено, что в период с 2009–2010 г.г. денежные средства из бюджета Кунгурского муниципального района на реализацию полномочий в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не выделялись, обязанности по содержанию полигона ТБО на предприятия или организации, имеющие лицензии на указанный вид деятельности не возлагались, договоры на техническое содержание полигона, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией Кунгурского муниципального района не заключались.

Решением Земского собрания Кунгурского муниципального района от 29.10.2009 г. № 60 утверждены Правила обращения с отходами на территории Кунгурского муниципального района.

22.12.2010 г. Кунгурский городской прокурор принес протест на п.4.1.7 указанных Правил, в соответствии с которым обслуживание полигонов ТБО и санкционированных свалок осуществляет физическое или юридическое лицо, победившее в конкурсе, проводимом администрацией. До этого момента содержание полигона и санкционированных свалок занимается администрация сельского поселения. 24.02.2011 г. Решением Земского собрания внесены изменения в п.4.1.7 Правил предложение «До этого момента содержание полигона и санкционированных свалок занимается администрация сельского поселения» исключено.

В бюджете Кунгурского муниципального района на 2011 год на осуществление полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов денежных средств не запланировано.

Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования от 04.02.2011 г. на территории Кунгурского муниципального района утилизация
и переработка бытовых и промышленных отходов не осуществляется. Специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов – полигоны отсутствуют, провести экспертную оценку на СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» не представляется возможным, по причине отсутствия данных сооружений.

На территории Мазунинского сельского поселения расположены два объекта для хранения и захоронения отходов – свалки. Мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией Кунгурского муниципального района в поселении не организованы и не осуществляются, что явилось причиной нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Неисполнение администрацией Кунгурского муниципального района своих обязанностей нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия жизнеобеспечения.

В судебном заседании прокурор обратился с заявлением об уточнении исковых требований и просил обязать администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края до 01 января 2013 года: 1. на территории Кунгурского муниципального района Пермского края определить места размещения отходов, образуемых на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края; 2. оборудовать объекты размещения отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства; 3. организовать обслуживание и эксплуатацию объектов размещения отходов на условиях и в порядке, определенном действующим законодательством.

В процессе судебного разбирательства прокурор на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск признал полностью. Признание иска занесено в протокол судебного
заседания.

Представитель третьего лица Администрации Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района в судебном заседании согласился с иском прокурора.

Представитель третьего лица Администрации города Кунгура Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований не возражал.

На основании ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей
среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что предусмотрено ч.2 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Из ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положением п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Частью 4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

обязать администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края до 01 января 2013 года:

на территории Кунгурского муниципального района Пермского края определить места размещения отходов, образуемых на территории Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края;

оборудовать объекты размещения отходов в соответствии с
требованиями действующего законодательства;

организовать обслуживание и эксплуатацию объектов размещения отходов на условиях и в порядке, определенном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение десяти дней.

Судья *.*. Оборин