Арбитражная практика

По делу № 2-534/2011 по иску прокурора об обеспечении жилым помещением. Решение от 02 ноября 2011 года № 2-534/2011. Оренбургская область.

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова *.*.

при секретаре Егоровой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Утешова Максут к администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области об обеспечении жилым помещением,

Установил:

Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Утешова *.*. к администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области об обеспечении жилым помещением, указывая, что Утешов *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в связи со смертью родителей (мать *.*. У. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец *.*. У. умер ДД.ММ.ГГГГ), с
согласия органа опеки и попечительства над несовершеннолетним Утешовым *.*. установлено попечительство, попечителем назначена *.*.

ДД.ММ.ГГГГ *.*. Б. закончил обучение в ГОУ НПО ПЛ № <адрес>, получив диплом о начальном профессиональном образовании.

Согласно акту обследования жилищной комиссией МО «Г.с.» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный в <адрес>, в котором зарегистрирован истец, не пригоден для проживания, в частности отсутствуют окна и двери, потолок провис, нет отопления.

Из информации администрации МО «Н.р.» следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирован у попечителя в <адрес>.

Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-п *.*. Б. поставлен на жилищный учет в связи с его нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 40, 44 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище, Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8, 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются
органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; указанные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

На основании ст. 57 ч. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

При этом, согласно ч. 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, такое Решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853389- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда указанной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим
на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» жилые помещения предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. м общей площади жилья.

Утешов *.*. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Закона не связывает осуществление данного права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в интересах гражданина за защитой его нарушенных социальных прав, в том числе права на жилище, без каких-либо ограничений.

Прокурор просит обязать администрацию МО «Новоорский район» обеспечить Утешова *.*. вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.

Истец Утешов *.*. в судебном заседании не присутствовал, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца прокурор Дашковский *.*. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Новоорский район» *.*. Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представила отзыв, в котором иск не признала, поскольку в 2011 году субвенция из бюджета Оренбургской
области на обеспечение жильем Утешова *.*. не поступила.

Согласно ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и представителя ответчика.

Выслушав доводы прокурора, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Свидетель *.*. Б. показал, что родители у его двоюродного брата умерли. Он воспитывался у тети. У тети имеется свой дом. В доме тети живет дядя и их сын с женой и с ребенком. Места всем не хватает. М. отучился в <адрес>, отслужил в армии. Сейчас уехал на заработки в <адрес>. Дом у него был в <адрес>, где жили родители, но он разрушен. Своего жилья у него нет.

Из постановления главы администрации МО «Новоорский район» Оренбургской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Утешов *.*. поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий из категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении истца, он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его отец *.*. У., мать – *.*. У..

Из копий свидетельств о смерти следует, что родители истца умерли: отец *.*. У. – ДД.ММ.ГГГГ, мать *.*. У. – ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением администрации Новоорского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р над несовершеннолетним *.*. Б. установлено попечительство, попечителем назначена *.*..

Таким образом, *.*. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся
без попечения родителей.

Согласно постановлению администрации МО «Г.с.» от ДД.ММ.ГГГГ №, Утешов *.*. поставлен на учет как нуждающийся в получении жилплощади в связи с признанием дома по <адрес>, в <адрес>, где зарегистрирован последний, непригодным для проживания, что подтверждается соответствующим актом.

Из справок и акта администрации МО Г.с. следует, что частный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, закрепленный за Утешовым *.*., разрушен. Утешов *.*. временно зарегистрирован у *.*. по адресу: <адрес>. На территории МО «Г.с.» за Утешовым *.*. нет закрепленной жилплощади.

Согласно сведениям <адрес> филиала ГУП «ОЦИОН» и <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> Утешов *.*. не имеет прав на объекты недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного
жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетия и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в
других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Положение о порядке и размере предоставления безвозмездной субсидии и приобретение жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156-п, предусматривает порядок, размер и условия предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее именуется - субсидия) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуются - дети-сироты) за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 2 того же Положения, право на получение безвозмездной субсидии предоставляется детям-сиротам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания Оренбургской области (далее именуются - учреждения для детей-сирот), в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки и попечительства,
а также по окончании учреждения профессионального образования, расположенного на территории Оренбургской области, либо по окончании службы Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что жилые помещения не были закрепленными в установленном порядке за детьми-сиротами и если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

местом выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации их рождения являются населенные пункты Оренбургской области;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Оренбургской области;

населенные пункты Оренбургской области являются местом жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Оренбургской области при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

Субсидия предоставляется детям-сиротам в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, после двадцати трех лет - на общих основаниях.

Субсидия предоставляется детям-сиротам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявивших желание на получение субсидии.

Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели в очередном финансовом году. Главным распорядителем
средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство строительства).

Из вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации на администрацию МО «Новоорский район» возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

В судебном заседании установлено, что Утешов *.*. поставлен администрацией МО «Новоорский район» на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, закрепленного жилья не имеет, проживает у попечителя *.*., где временно зарегистрирован, закончил учреждение начального профессионального образования, однако вопрос о предоставлении субсидии не решен до сих пор, гарантии получения субсидии до исполнения ему 23 лет не предоставлено, что не исключает ситуации, позволяющей ему претендовать на получение жилья по достижении 23-летнего возраста только в общем порядке, что нарушает его право на получение жилья вне очереди.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Новоорский район» обеспечить истца вне очереди благоустроенным жильем не ниже социальных норм подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах Утешова *.*. удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Новоорский район» Оренбургской области обеспечить Утешова *.*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области не ниже установленных законом социальных норм.

Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: