Арбитражная практика

О признании незаконным отказа администрации Брянского района в предоставлении земельного участка, и об обязании предоставить земельный участок в первоочередном порядке без проведения процедуры торгов. Решение от 31 октября 2011 года № 2-965. Брянская область.

Брянский районный суд Брянской области в составе:

Председательствующего судьи Прядёхо *.*.

С участием помощника прокурора Дружининой *.*.

при секретаре Афанасенковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах Синих *.*. к администрации Брянского района о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставлении земельного участка под индивидуально-жилищное строительство,

Установил:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах <данные изъяты> Синих *.*. к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в выделении ей земельного участка и предоставлении такового, расположенного по адресу: <адрес> в первоочередном порядке без проведения
аукциона для целей индивидуального жилищного строительства.

Свой иск прокурор мотивировал тем, что согласно ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Но поскольку ЗК РФ регламентировал предоставление земельных участков под ИЖС на возмездной основе с аукциона и не содержит запрета на применение льготных условий для отдельных категорий граждан, то право лица, имеющего инвалидность, на первоочередное получение земельного участка предполагает безусловное его предоставление без процедуры торгов.

Наряду с представителем прокуратуры Брянского района, поддержавшей иск, представитель гр. Синих *.*. по нотариально оформленной доверенности в рамках ст.53 ГПК РФ Сенюкова *.*. требования иска считала обоснованными. Пояснила, что Синих *.*. составом семьи из 5-ти человек занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 52,1 кв.м. Согласно распоряжения Володарской районной администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ за № она, будучи членом семьи Синих *.*. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на жилищном учете (л.д. 21-22) составом семьи из 2-х человек (она и сын). Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий семьи, проживающей в одной квартире, подтверждается. Пользуясь правом выбора, в ДД.ММ.ГГГГ Синих *.*. обратилась с заявлением в администрацию Брянского района о предоставлении ей сформированного земельного участка, расположенного в <адрес> (л.д. 10), на что получила отказ. В ответе ответчик ссылался на особенности предоставления земельных участков под ИЖС из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом Земельный кодекс РФ не содержит норм, устанавливающих первоочередное право для отдельных категорий граждан.

После чего Синих *.*. обратилась в прокуратуру Брянского района
по вопросу проверки законности отказа администрацией района в предоставлении участка.

Усматривая нарушение законодательства, прокурор Брянского района в администрацию района внёс представление, оставшееся без внимания (л.д. 15).

Представитель ответчика администрации Брянского района Соболева *.*. считала исковые требования необоснованными, ссылаясь на отсутствие предусмотренного законом порядка первоочередного предоставления земельного участка такой категории граждан, как инвалиды.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска прокурором Брянского района по следующим основаниям.

Предметом спора является сформированный земельный участок, с имеющимся у него адресом категории земли населенных пунктов общей площадью 1500 кв.м. для использования под индивидуальное жилищное строительство, собственность, на который не разграничена (л.д. 12).

Последнее не является препятствием для осуществления распоряжения им в силу действия п. 10 ст. 3 Федерального Закона о введении в действие Земельного Кодекса РФ.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, коим является администрация Брянского района Брянской области.

Отношения по заключению договоров на земельные участки или прав на них регулируются нормами о заключении договоров на торгах, установленные гражданским законодательством.

Так в соответствии со ст. 448 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Абз.2 п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривает, что если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о
возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Как установлено судом, информация о спорном земельном участке и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка состоялась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-65). Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в <адрес>, победителем аукциона стал ФИО1(л.д. 59).

Вместе с тем из содержания письма начальника финансового управления администрации района следует, что ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор аренды не подписал, сумму годового размера арендной платы на счет УФК по Брянской области не внёс (л.д. 58), о чем состоялось информационное сообщение в газете «Деснянская правда» (л.д. 57).

Вторые торги в соответствии с распоряжениями администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Брянского района объявил на проведение аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе и участка с кадастровым номером № в момент судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-41).

В судебном заседании представитель администрации Брянского района подтвердил, что по истечении 20 дней с момента окончания торгов договор аренды не был подписан сторонами. И правом требования заключить договор с ФИО1 в принудительном порядке и взыскать убытки, причиненные уклонением от его заключения, сторона ответчика не воспользовалась.

Претендентов на участок ДД.ММ.ГГГГ не оказалось.

Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Таким образом, в ведении органов местного самоуправления земельное
законодательство не относится.

Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 28-38 ЗК РФ.

Ст. 30.1 ЗК РФ предусматривает особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

2 ст. 30.1 ЗК РФ конкретизирует, что продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства( на что претендует Синих *.*.) осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп.5 п.1 ст. 24, п.2.1 ст. 30, п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

3 ст. 30.1 ЗК РФ не исключает предоставление земельного участка в аренду на основании заявления гражданина.

Стоит обратить внимание на п. 26,27,28 ст. 38. 1 ЗК Р *.*. 26 предусматривает случаи признания аукциона несостоявшимся. Однако при том, что участников было четверо (л.д. 59-60), что не подпадает под диспозицию п. 26 ст. 38.1 ЗК РФ, то торги суд признает состоявшимися. А потому требования п. 27, предусматривающего, что при несостоявшемся аукционе, единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после его проведения вправе заключить договор аренды выставленного на торги земельного участка, не применимы.

Вместе с тем п. 28 указывает, что организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены его условия.

Суд считает, что рассматриваемый случай подпадает под требования п. 28 ст. 38.1 ЗК РФ. Обременения договором аренды спорного земельного участка со стороны участников торгов не состоялось из-за того, что договор не был заключен. При этом процедура
была соблюдена дважды, информация о торгах на официальном сайте муниципального образования помещена, о чем указывает п. 29 той же статьи.

Таким образом, истицей Синих *.*., подавшей заявление в администрацию района именно на этот участок, ничто не препятствует заключить договор аренды земельного участка, в силу действия ст. 30.1 ЗК РФ. При этом на бесплатное получение земельного участка, что возможно в определенных случаях, истец не претендует.

Оценивая ту категорию граждан, к которой относится Синих *.*., суд считает необходимым отметить, что целью Федерального Закона РФ от 24.11.1995 года за № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года N 832 утверждена Федеральная целевая программа “Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы“. Ее целью, как указывается в самом тексте Постановления, является “создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни“.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривается норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

При этом следует признать, что данная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей ( бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов- в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства).

Вместе с тем необходимость улучшения жилищных условий семьи Синих *.*. в суде не оспаривалась, а следовательно, принята судом как обстоятельство, имеющее
значение для дела. Тем самым отказ администрации Брянского района мог последовать только по иным предусмотренным законом причинам.

Согласно п. 5 ст. 20 Федерального Закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФХ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджета муниципального образования устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий лиц вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

То же самое предусматривает и п. 18 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», в котором сказано, что дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет собственных средств.

Суд находит несостоятельной ссылку представителя администрации Брянского района на письмо Минэкономразвития от 16.12.2010 года № Д 23-5161, согласно которого не принят в действие Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Градостроительного Кодекса РФ», предусматривающий процедуру предоставления земельных участков на льготных условиях.

При этом суд руководствуется действующими ныне ст. 28, ст. 29 ЗК РФ, предусматривающими предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение государственным имуществом, в соответствии с их компетенцией.

А для того, чтобы торги, проведенные с нарушением порядка, не порождали соответствующих правовых последствий, целесообразно определить претендента на имущество, выставленное с аукциона, судебным
Решением.

Исходя из изложенного, Синих *.*. с учетом статуса подлежит передача земельного участка в первоочередном порядке, для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Прокурора Брянского района Брянской области в интересах Синих *.*. удовлетворить.

Признать отказ администрации Брянского района в предоставлении земельного участка Синих *.*. незаконным.

Обязать администрацию Брянского района предоставить Синих *.*. в первоочередном порядке в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № категория – земли населенных пунктов под ИЖС.

Взыскать с администрации Брянского района в доход государства госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Прядёхо *.*.