Арбитражная практика

О взыскании задолженности за водоснабжение. Определение от 08 августа 2011 года №. Краснодарский край.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

г.Краснодар «08» августа 2011г.

Судья Краснодарского краевого суда Костецкая *.*., рассмотрев надзорную жалобу Ф.И.О.1 на Решение мирового судьи судебного участка № 160 Крыловского района от 03 ноября 2010г. и определение Крыловского районного суда от 07 февраля 2011 года по делу по иску ЗАО «“данные изъяты«“ к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности за водоснабжение, поступившую в краевой суд “данные изъяты“

Установил:

ЗАО ““данные изъяты““ обратился в суд с иском к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности за водоснабжение.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик является потребителем воды поставляемой ЗАО ““данные изъяты““ в
доме по адресу “данные изъяты“ “адрес обезличен“.

В соответствии с установленным нормативом потребления воды для полива огорода и обрабатываемых земельных участков истец направил уведомление о погашении задолженности за поставляемую воду, ответчик задолженность не погасил.

Истец просил взыскать с ответчика задолженность “данные изъяты“ копейки за услуги по водоснабжению за 2009, 2010 годы, пеню “данные изъяты“ рубля 98 копеек, досудебные расходы “данные изъяты“ копеек (почтовые расходы), взыскать государственную пошлину в доход бюджета.

Решением мирового судьи судебного участка № 160 Крыловского района от 03 ноября 2010г. исковые требования ЗАО “данные изъяты«“ удовлетворены частично.

Определением Крыловского районного суда от 07 февраля 2011 года Решение мирового судьи судебного участка № 160 Крыловского района от 03 “данные изъяты“ оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Ф.И.О.1 просит указанные судебные постановления отменить как незаконные и необоснованные.

Оснований для передачи надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании в президиуме “данные изъяты“ суда не имеется.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судом при рассмотрении указанного дела допущено не было.

Судом установлено, что в соответствии со ст.
672, 678, 682, 420, 539- 547, 779 ГК РФ между сторонами фактически возникли договорные отношения по снабжению водой, по возмездному оказанию услуг. Письменный договор между сторонами не заключался в соответствие со ст. ст. 420- 425 ГК РФ.

В соответствие со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.

Из судебных постановлений видно, что между истцом ЗАО «Родник Кавказа» и ответчиком Ф.И.О.1, заключен фактически договор энергоснабжения, ЗАО «“данные изъяты«“ оказывает услуги по предоставлению водоснабжения ответчику, Ф.И.О.1 использует коммунальные услуги для бытового потребления, в соответствии с требованиями ст. 540 ГК РФ, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Исходя из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от “дата обезличена“
“номер обезличен“ в случае отсутствия приборов учета у собственников жилых домов расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть в зависимости от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, то есть потребителей, что не противоречит статье 544 Гражданского кодекса о порядке оплаты поставленного ресурса, так как в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса издаваемые Правительством Российской Федерации правила, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления водоснабжения использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, то есть месячного объема (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем (куб. м. в месяц на 1 человека), тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от “дата обезличена“ “номер обезличен“ размер платы за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации.

Постановлением главы муниципального образования “адрес обезличен“ от “дата обезличена“ “номер обезличен“ “Об утверждении экономически обоснованного тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые закрытым акционерным обществом ““данные изъяты““ установлен тариф на 2009 год в размере “данные изъяты“ копеек, Решением Совета муниципального образования Крыловское сельское поселение от “дата обезличена“ “номер обезличен“ “Об утверждении инвестиционной программы ЗАО “Родник Кавказа“ установлена инвестиционная надбавка к тарифу в размере 4 рубля 05 копеек.

В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе и с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных кодексом.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (часть 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8 Правил
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от “дата обезличена“ “номер обезличен“, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.

Из пункта 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от “дата обезличена“ “номер обезличен“, следует, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства жилого дома. При этом в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, как об этом свидетельствует п. 6 Правил. Из пункта 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от “дата обезличена“ “номер обезличен“, следует, что в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества.

Во исполнение выше приведенных требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от “дата обезличена“ “номер обезличен“, во исполнение Постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции от “дата обезличена“, согласно которого администрация МО Крыловский район обязана рассмотреть и утвердить нормативы на полив огородов
и зеленых насаждений, принято Решение Совета муниципального образования Крыловский район Краснодарского края от 07.08.08 года № 584 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования Крыловский район от 21.05.08 года № 562 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», утверждены нормы расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков в период с 10 апреля по 10 сентября -0,15 куб. метров потребляемой в месяц на 1 кв. м. площади. В силу ст. 47 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанный нормативный акт опубликован в районной газете “Авангард“ “дата обезличена“ и вступил в законную силу по истечении 10 дней со дня опубликования.

В силу ст. 48 ФЗ “номер обезличен“-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены судом.

Арбитражным судом “адрес обезличен“ от “дата обезличена“, признаны недействующими пункты 1 -5 Правил применения нормативов расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков на территории муниципального образования “адрес обезличен“, утвержденные Постановлением главы МО “адрес обезличен“ за “номер обезличен“ от “дата обезличена“, поскольку этими пунктами введены ограничения на объем используемых гражданами коммунальных услуг и нарушено право общества
на получение платы за поставленный объем воды для полива огородов и зеленых насаждений.

Поскольку норматив расхода воды на полив огорода согласно решения Совета муниципального образования “адрес обезличен“ от “дата обезличена“ “номер обезличен“ зависит от площади полива, и поскольку данный показатель должен быть известен потребителям, Решение Совета муниципального образования Крыловский район Краснодарского края от 07.08.08 года № 584 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования Крыловский район от 21.05.08 года № 562 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которого утверждены нормы расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков в период с 10 апреля по 10 сентября - 0,15 куб. метров потребляемой в месяц на 1 кв. м. площади, а так же Решение Арбитражного суда “адрес обезличен“ от “дата обезличена“, согласно которого признаны недействующими пункты 1-5 Правил применения нормативов расхода воды на полив огородов и обрабатываемых “данные изъяты“ оспоренные в судебном порядке пункты Правил признаны утратившими силу, опубликованы в средствах массовой информации районной газете «Авангард», то есть, доведены до сведения всех потребителей надлежащим образом.

Судом установлено, что Ф.И.О.1 за требуемый период взыскания задолженности по водоснабжению, не имела прибора учета, проживала в жилом доме, имеела огород, а также еще часть обрабатываемой земли в 07 соток земли, холодная вода в жилой дом
подается круглосуточно в необходимых объемах по присоединенной сети.

Из смысла ст. 157 ЖК РФ следует, что при отсутствии приборов учета оплата за полив должна взиматься вне зависимости от фактического использования воды, так как пункты 1-5 Правил применения нормативов расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков на территории муниципального образования “адрес обезличен“, установившие норму, согласно которой факты полива необходимо доказывать актами, утвержденные Постановлением главы МО “адрес обезличен“ за “номер обезличен“ от “дата обезличена“, отменены Решением Арбитражного суда “адрес обезличен“ от “дата обезличена“, как несоответствующие закону. Потребители, не осуществляющие полив, по каким либо причинам, должны установить прибор учета воды, тем самым обеспечить учет потребляемой воды.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об удовлетворении частично заявленных требований ЗАО «Родник Кавказа».

Суд исследовал доказательства по делу, в том числе и письменные документы, в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доводы надзорной жалобы Ф.И.О.1 направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому в силу ст. 387 ГПК РФ, они не могут повлечь за собой отмену или изменение судебного постановления в порядке надзора.

Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст.387
ГПК РФ могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь ст.383 ГПК РФ, судья

Определил:

В передаче надзорной жалобы Ф.И.О.1 на Решение мирового судьи судебного участка № “адрес обезличен“ от “дата обезличена“ и определение Крыловского районного суда от “дата обезличена“ по делу по иску ЗАО «“данные изъяты“ к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности за водоснабжение для рассмотрения в судебном заседании в президиуме “адрес обезличен“вого суда отказать.

Судья краевого суда *.*. Костецкая