Арбитражная практика

Об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию. Решение от 01 декабря 2011 года №. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего, судьи Поникаровской *.*.

с участием помощника прокурора Терлецкой *.*.

при секретаре Былиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НЕФТЕЮГАНСКОГО МЕЖРАЙПРОКУРОРА (в защиту неопределенного круга лиц) к АДМИНИСТРАЦИИ города Нефтеюганска о признании бездействия Администрации г. Нефтеюганска незаконным, обязании установления пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «СОШ №14»,

Установил:

Нефтеюганский межрайпрокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска, с иском о признании бездействия Администрации г. Нефтеюганска незаконным, обязании установления пандусов для
беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «СОШ №14», мотивируя требования заявления тем, что на учете в УСЗН по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району состоит 3 119 инвалидов, в том числе дети-инвалиды -284 человека и до настоящего времени в г. Нефтеюганске не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям, школам. Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в МБОУ СОШ № 14 не установлены пандусы, чем нарушены права инвалидов и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения.

В судебное заседание не явились третьи лица: представители Департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска, Департамента финансов по ХМАО-Югре, привлеченный судом, Думы г.Нефтеюганска, привлеченная прокуратурой. В суд поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, предоставили отзыв на исковое заявление. Дума г. Нефтеюганска просит принять Решение в соответствии с законом, Департамент финансов ХМАО-Югры считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком и соответственно требование о признании бездействия Администрации г. Нефтеюганска считают неправомерным. С учетом поступивших заявлений и мнения участников процесса, суд Определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Терлецкая *.*. уточнила требования в части обязания Администрации установить пандусы в срок до 31.12.2012 года, в остальной части требования поддержала, обосновывая доводами, изложенными в иске (л.д. 4-7).

Представитель Администрации города Нефтеюганска Штолинская *.*., с требованиями не согласилась, суду пояснила, что нет конкретной нормы закона для того, чтобы установить в школе пандусы, родители в школе
не обращались с подобными заявлениями, детей инвалидов-колясочников в школе нет. Нефтеюганским межрайпрокурором было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ., дальнейших мер по нему предпринято не было, проверка не проведена, к административной ответственности не привлекали, не был предоставлен срок для установления пандусов, прокуратура сразу обратилась с иском в суд. С целью исполнения требований федерального законодательства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. № 175 «О государственной программе РФ»Доступная среда» на 2011-2015 годы» разработана долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в г. Нефтеюганске на 2012-2015 годы», в рамках которой определен перечень первоочередных объектов, согласованный с Нефтеюганской городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. Согласно которой, пандусы будут установлены в школах № № до 2015 года. Школы № 14 в этом перечне нет, но в ней, нет необходимости устанавливать пандусы. СОШ № 14 имеет ограниченную территорию, в школе имеются два ребенка –инвалида по зрению, но не колясочники. Доступ в школу имеют все, посторонние лица по пропускам. На оборудование пандусов денежных средств не заложено. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица МБОУ СОШ № 14 - Наседкина *.*. не согласилась с исковыми требованиями прокурора, считает нет необходимости в установке пандусов, так как детей инвалидов-колясочников, либо их родителей, в школе нет. Здание школы построено и введено в эксплуатацию 01.09.1997 года, по проекту школы, пандус не был предусмотрен, здание школы не используется для работ избирательных участков. Кроме того, школа удалена от других микрорайонов и подвоз обучающихся осуществляется школьными автобусами, которые не оборудованы для перевозки инвалидов-колясочников, в микрорайоне школы отсутствуют
тротуары и подъезды к школе со стороны 11 «Б» микрорайона, подъезд к школе осуществляется со стороны объездной дороги, также не имеющей тротуар. Доступ круга лиц в школу ограничен: обучающиеся, их родители (законные представители) и работники школы, другие лица допускаются только по предъявлению документа удостоверяющего личность, просила в иске отказать.

Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Нефтеюганского межрайпрокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1.1 Устава МОУ СОШ № 14, школа является бюджетным, гражданским, светским, общеобразовательным учреждением, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно акту проверки Нефтеюганской межрайпрокуратуры от 08 ноября 2011г., в здании МБОУ СОШ № 14, расположенной по адресу: гор<адрес> отсутствуют пандусы, иные устройства для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д. 8).

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В силу со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с Решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 ФЗ № 131 установлено, что в целях решений вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа создает муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.

Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально -культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания зданий и
сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. 6.1 Устава МБОУ COШ №14 имущество Школы является муниципальной собственностью муниципального образования город Нефтеюганск и находится у школы в оперативном управлении.

В связи с чем, Администрация г. Нефтеюганска является по делу надлежащим ответчиком.

На основании ст. 296 ГК РФ учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 28 Устава города Нефтеюганска в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает следующими полномочиями в области управления муниципальной собственностью: управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности города Нефтеюганска; принимает Решение об учреждении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

Учитывая вышеизложенное, в полномочия Администрации города Нефтеюганска входит обязанность по оснащению здания МБОУ СОШ № 14 пандусами. Однако ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - от 1995г. об установке пандусов для них, не исполняется администрацией г. Нефтеюганска, как органом местного самоуправления, на протяжении 15 лет. Закон один для всех органов местного самоуправления и требования его обязательны для исполнения. В городе на учете в УСЗН по г. Нефтеюганску и
Нефтеюганскому району состоит 3 119 инвалидов, в том числе дети-инвалиды -284 человека и до настоящего времени в г. Нефтеюганске не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям, школам.

Принимая во внимание положение Устава школы, Устава Адмнистрации города Нефтеюганска, не выполнение требований ст.15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», суд находит законными и обоснованными требования межрайпрокурора о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации г.Нефтеюганска по неустановлению пандусов в МБОУ СОШ № 14 и возложения обязанности их установки.

Доводы представителей Администрации и СОШ № 14, что на их установку не заложено средств, не могут быть признаны состоятельными, приняты судом во внимание и служить основанием для отказа в иске. Требования межрайпрокурора в силу вышеуказанного законодательства законны и обоснованны. Статьей 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено понятие «инвалид». Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Суд находит требования подлежащими удовлетворению, а годичный срок для установки пандусов, заявленный прокурором, приемлемым.

Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» суд,

Решил:

Заявление Нефтеюганского межрайпрокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска ХМАО-Югры, выраженное в неустановлении пандусов.

Обязать Администрацию города Нефтеюганска ХМАО-Югры обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «СОШ № 14», расположенного по адресу: <адрес> путем установления пандусов до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в
срок 10 суток в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы и принесением представления через Нефтеюганский городской суд.

Судья Поникаровская *.*.

Мотивированное Решение составлено 06.12.2011г.

Решение вступило в законную силу «___»_________20__г.