Арбитражная практика

Решение от 06 декабря 2011 года № А68-5419/2011. По делу А68-5419/2011. Тульская область.

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5.

тел. (4872) 250-800, E-mail: info@tula.arbitr.ru, http://www.tula.arbitr.ru

Решение

г. Тула № А68-5419/11

Дело № А68-5419/11 06 декабря 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Тульской области

в составе: судьи *.*. Петрухиной


при ведении протокола судебного заседания секретарем *.*. Лобковой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Тульская городская транспортная компания» (ИНН 7107520862 ОГРН 1107154001327)

к

Межрайонной ИФНС России № 11 по Тульской области (ИНН 7105050001 ОГРН 1117154024371)

3-е лицо: УФНС России по Тульской области (ИНН 7107086130 ОГРН 1047101138105)


о

признании недействительным решения,

При участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - представитель *.*. Петрова – по дов. от 20.10.2011г.,


от 3-го лица - представитель *.*. Авдейчева – по дов. от 20.12.2010 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания» (далее - ООО «ТГТК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы от 14.04.2011 г. № 59 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания» была доначислена недоимка по транспортному налогу в сумме 187 030 руб., пени в сумме 7 995,54 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части (п.п. 2, 3, 3.1, 3.2, 4 решения);

ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Определением от 07.09.2011 г. Арбитражный суд Тульской области произвел замену ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы ее правопреемником - Межрайонной ИФНС России № 11 по Тульской области.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела,


Установил:

ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы была проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненного налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2010 г., представленного ООО «ТГТК» в налоговый орган 28.10.2010 г., результаты которой отражены в акте № 190 от 28.01.2011 г.

В ходе камеральной налоговой проверки установлена неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) транспортного налога по сроку уплаты 01.11.2010 г. в сумме 187 030 руб. в результате неправомерного применения заявителем льготы, предусмотренной Законом Тульской области от 22.11.2002 г. № 343-ЗТО «О транспортном налоге».

Основанием для вывода налогового органа о необоснованном применении льготы по транспортному налогу послужил вывод о том, что согласно ст. 8 Закона Тульской области от 22.11.2002 г. № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (с учетом изменений и дополнений) от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии нормативными правовыми актами Российской федерации и Тульской области (по транспортным средствам (кроме такси).

По мнению налогового органа, как следует из смысловой нагрузки изложенной нормы права, условием применения льготы является деятельность перевозчика по перевозке пассажиров, осуществляемая через систему автовокзалов, автостанций.


Квалифицировать отношения между автовокзалами с автотранспортными предприятиями возможно с позиции гражданского законодательства, как в рамках посреднической деятельности (гл. 39 ГК РФ), так и с позиции возмездного оказания услуг (гл. 52 ГК РФ) в соответствии с условиями заключенного договора.

В перевозках задействованы три стороны: автовокзал, автотранспортное предприятие и пассажиры, следовательно, автовокзал и автотранспортное предприятие обязаны оформить свои отношения соответствующим гражданско-правовым договором.

В документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения льготы за 2 квартал 2010 г. (приложения к муниципальным контрактам № 381 от 22.03.2010, № 382 от 29.03.2010, № 386 от 22.03.2010, № 387 от 22.03.2010, № 375 от 22.03.2010, № 374 от 29.03.2010, № 372 от 22.03.2010, № 367 от 22.03.2010, № 378 от 22.03.2010, № 377 от 22.03.2010, № 379 от 22.03.2010, заключенным ООО «Тульская городская транспортная компания» с МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы») содержатся сведения об осуществлении перевозок по внутригородским маршрутам, т.е. налогоплательщиком не осуществлялось пригородных автомобильных (автобусных) переводок. Сведений, подтверждающих взаимоотношения ООО «ТГТК» с автовокзалом и автостанцией в контрактах не содержится.

Кроме того, согласно п. 6.1. вышеуказанных контрактов цена контракта (величина финансирования) включает в себя все налоги и сборы. Пунктом 6.2. данных контрактов определено, что расчеты за выполненную работу на городских муниципальных автобусных маршрутах производятся финансовым управлением администрации города Тулы на основании настоящего муниципального контракта.

Вышеуказанные документы подтверждают, что налогоплательщиком пассажирские перевозки через систему автовокзалов не осуществлялись.


По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, 14.04.2011 г. заместителем начальника ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы было принято Решение № 59, в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности на основании ст. 109 НК РФ, начислены пени по состоянию на 14.04.2011 г. в сумме 7 995,54 руб. и ООО «ТГТК» предложено уплатить недоимку по транспортному налогу по сроку уплаты 01.11.2010 г. в сумме 187 030 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с указанным Решением налогового органа, ООО «ТГТК» обратилось в УФНС России по Тульской области с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Тульской области от 29.07.2011 года № 116 апелляционная жалоба ООО «ТГТК» была оставлена без удовлетворения, а Решение ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы 14.04.2011 года № 59 – без изменения.

Считая Решение ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы от 14.04.2011 г. № 59 не соответствующим закону и нарушающим его законные права и интересы, ООО «ТГТК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований ООО «ТГТК» указало следующее.


По мнению заявителя, в отношении ООО «ТГТК» применима льгота, установленная абз. 15 ч. 1 ст. 8 Закона, согласно которой, от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии нормативными правовыми актами российской федерации и Тульской области.

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что на нее вправе претендовать не все перевозчики, а лишь те, чья деятельность непосредственно связана с удовлетворением именно общественных потребностей в сфере транспорта и имеет ярко выраженную социальную направленность, проявляющуюся как в способе организации перевозочного процесса (регулярность, общедоступность), методике ценообразования (утвержденный тариф), так и в создании преимуществ отдельным социально незащищенным категориям граждан (предоставление льгот по проезду).

В подобных условиях деятельность таких хозяйствующих субъектов не может не являться убыточной, н в связи, с чем они датируются из соответствующих бюджетов. И воля законодателя в данном случае, направлена на ослабление налогового бремени для таких налогоплательщиков, к которым в полной мере может быть отнесено и Общество. К обстоятельствам, позволяющим сделать подобное утверждение относятся следующие.

Ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что к перевозкам транспортом общего пользования относятся регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Между Обществом и МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы» заключен Муниципальный контракт № 382 от 29.03.2010 г., согласно п. 1.1., 2.1., 2.2. которого Общество осуществляет транспортную работу по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования автобусами большой вместимости. Таким образом, Общество является организацией автомобильного транспорта общего пользования.

Согласно ст. 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом“, автовокзалом является объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.


На автовокзале в г. Туле (пр. Ленина, д. 94) осуществляется реализация единого месячного льготного проездного билета, который наделяет определенную категорию граждан правом проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе и на автомобильном, принадлежащим Обществу, в соответствии с Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 “О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области“. Таким образом, пассажиры, которые воспользовались услугой автовокзала по приобретению билета, при его предъявлении перевозятся автобусами Общества.

Более того, часть регулярных автобусных маршрутов (№ 9, № 18, №25, № 28) имеют остановочные пункты «Автовокзал», о чем свидетельствую утвержденные в установленном порядке паспорта маршрутов.

В соответствии с Приложением к Постановлению администрации Тульской области от 22.04.20 09 N 254 “Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом“ на проезд пассажиров или провоз одного места багажа в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) установлен тариф в размере 10 рублей за одну поездку. Учитывая это Общество, выполняя обязательства, вытекающие из Муниципального контракта № 382 от 29.03.2010г., осуществляет перевозки, подпадающие под действие вышеуказанного Постановления, т.е. по действующим тарифам.

При осуществлении транспортной работы Обществом оказываются льготы по проезду в соответствии с Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 “О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области“, Постановлением администрации Тульской области от 23.03.2009 N 152 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях...» и Постановлением главы администрации г. Тулы от 20.01.2009 N 83 “О введении месячного проездного талона для учащихся общеобразовательных учреждений на территории города Тулы“. Предоставляя данные льготы, Общество через своего агента МУП «Тулгорэлектротранс» получает возмещение убытков из соответствующего бюджета.

На основании вышеизложенных доводов и представленных доказательств, заявитель считает, что ООО «ТГТК» в полной мере отвечает критериям, изложенным в абз. 15 ч. 1 ст. 8 Закона и имело законные основания для применения льготы, установленной данной нормой.


Указанные доводы не были приняты во внимание заместителем начальника ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы Абрамовой *.*. при принятии решения.

Однако при рассмотрении акта камеральной налоговой проверки не было получено доказательств не осуществления ООО «Тульская городская транспортная компания» деятельности по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования не через систему автовокзалов и автостанций.

Были проигнорированы представленные ООО «ТГТК» доказательства: паспорта регулярных автобусных маршрутов (№ 9, № 18, №25, № 28) утвержденные в установленном порядке, которые подтверждают, что деятельность осуществляется через Автовокзал г. Тулы (Площадь Победы).

При отсутствии доказательств не осуществления ООО «Тульская городская транспортная компания» деятельности по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования через систему автовокзалов и автостанций, на основании части 7 статьи 3 Налогового кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ не принято во внимание, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Вывод налогового органа о необходимости наличия именно договорных отношений с автовокзалами и автостанциями является не основанным на законе, так как осуществление деятельности по перевозке через систему автовокзалов и автостанций возможно и без заключения гражданско-правовых договоров, а обусловлено технологическим процессом организации пассажирских перевозок.

Общество с ограниченной ответственностью «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» осуществляет реализацию населению в г. Туле единых месячных льготных проездных билетов (далее - ЕМЛПБ) введенных Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006г. № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Правом на возмещение убытков от его реализации обладают транспортные организации, осуществляющие перевозку как в г. Туле (например, МУП «Тулгорэлектротранс», ООО «ТГТК»), так и на территории всей Тульской области (ООО «Тулаавтотране»). Но поскольку билет является единым, то ООО «ТГТК» обязано осуществлять перевозку пассажиров, приобретших ЕМЛПБ на автовокзале ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы. Иное толкование не обеспечивало бы равную доступность транспортных услуг для льготных категорий граждан и привело бы к нарушению прав пассажиров.

Таким образом, па автовокзале ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» осуществляется продажа билетов, которые в силу ч. 1 ст. 786 ГК РФ удостоверяют заключение договора перевозки, и действительны на проезд в транспортных средствах, принадлежащих ООО «ТГТК». Отношения сторон в данном случае основываются не на договоре, а возникают в силу закона.

Вышеуказанные обстоятел Ф.И.О. функцией автовокзала, как объекта транспортной инфраструктуры, является продажа билетов, позволяют обоснованно квалифицировать ООО «ТГТК» как «организацию транспорта, работающую через систему автовокзалов, автостанций».

Как разъяснено Пленумом ВАС PФ в силу пункта 7 статьи 3 ПК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы. (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»)

Как следует из вывода суда о том, что определение понятия «работа через систему автовокзалов, автостанций» не содержится в нормативных правовых актах, следовательно, данная норма является неопределенной, так как позволяет произвольное толкование.

Согласно пункту 7 статьи 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). По смыслу приведенной нормы, на суды, применяющие нормы налогового законодательства, возложена обязанность путем использования различных способов толкования добиваться достижения установленной этой нормой цели.

Правовой принцип in dubio contra fiscum («сомнение - против фиска») представляет собой проявление в налоговом законодательстве конституционного принципа законного установления налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации), в силу которого налоговые органы могут действовать в сфере налогообложения только в тех пределах, в том объеме налоговой нагрузки, которая установлена законом, т.е. актом, принятым с соблюдением демократических процедур. Норма пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации является нормой, относящейся к федеральному коллизионному праву (статья 71, пункт «п», Конституции Российской Федерации), и. как содержащая одно из правил толкования, имеет целью защиту интересов налогоплательщика.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 января 2007 года N 48-О-О, судебный надзор за единообразием в толковании и применении арбитражными судами правовых норм относится к полномочиям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а не Конституционного Суда Российской Федерации (статьи 125 и 127 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 304 ЛПК Российской Федерации (п.п. 2, 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 430-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Святогор» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации».

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 138-О по ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», согласно которому в сфере налоговых отношении - по смыслу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации - действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, указал, что нормы налогового законодательства, предоставляющие права либо гарантии добросовестным налогоплательщикам, не могут быть распространены па недобросовестных.

В названном Постановлении отмечается, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями. Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств.

По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности (Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-0 «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 1 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ N 138-О от 25.07.2001 в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ N 53 от 12.10.2006, судебная практика разрешения налоговых споров также исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для се получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

При этом доводы налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды должны основываться на совокупности доказательств с бесспорностью подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Центрального округа от 14.12.2010 по делу N А68-3314/08-128/12).

При таких обстоятельствах неясность и неопределенность правовой нормы абзаца 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 №343-ЗТО должна была толковаться в пользу ООО «ТГТК».

Оспариваемый акт налогового органа нарушает права и законные интересы ООО «ТГТК», так как необоснованно налагает обязанность по уплате налога, при наличии всех оснований для пользования льготы в нарушение действующего законодательства, тем самым нарушают права Общества в области экономической деятельности.

Возражая против заявленного требования, ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы в отзыве указала следующее.

В силу п. 2 ст. 8 Закона от 28.11.2002 №343-ЗТО, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения.

Основанием для вывода Инспекции о неправомерном заявлении Обществом льготы по транспортному налогу явилось то обстоятельство, что ООО «ТГТК» осуществляет перевозку пассажиров без использования системы автовокзалов, автостанций.

При этом Заявитель утверждает, что осуществляет деятельность через автовокзал г. Тулы, расположенный по адресу: город Тула, проспект Ленина, 94, что подтверждается, в частности, паспортами регулярных автобусных маршрутов №№9, 18, 25, 28.

В пункте 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее - Правила перевозок пассажиров), дано определение автовокзала как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Согласно положениям Правил перевозок пассажиров, автовокзал - это касса по продаже билетов с дополнительными функциями обслуживания пассажиров. Так, п. 28 Правил перевозок пассажиров при перечислении основных служб автовокзала указывает, в частности, на зал ожидания, комнату матери и ребенка, пункты питания, медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. Автовокзал также должен быть оборудован местами ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

Таким образом, у автовокзала имеются две функции: продажа билетов и обслуживание пассажиров.

Исходя из норм гражданского законодательства, автовокзал (объединение автовокзалов и автостанций) может функционировать как структурное подразделение перевозчика либо как юридическое лицо.

В рассматриваемой ситуации автовокзал (а именно, открытое акционерное общество Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций, ИНН 7106003396), расположенный по адресу: 300028, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, 94, не является структурным подразделением ООО «ТГТК».

Отношения автовокзалов (автостанций), их объединений как юридических лиц и перевозчиков строятся на основе договора.

Предметом договора между автовокзалом и перевозчиками является технологическое обеспечение перевозок путем оказания указанных выше или аналогичных услуг с использованием соответствующей инфраструктуры автомобильного вокзала.

При этом, в силу ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации все сделки между юридическими лицами, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, должны совершаться в простой письменной форме.

Таким образом, в данной ситуации, в соответствии с нормами действующего законодательства, автовокзал функции по обслуживанию пассажиров должен оказывать на основе договорных отношений с перевозчиком.

Наличие такого рода договорных отношений Заявителем льготы не подтверждено.

Следовательно, Заявитель не выполнил условия, предусмотренные Законом от 28.11.2002 № 343-ЗТО.

ООО «ТГТК» представлены муниципальные контракты, заключенные с МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы2, предметом которых является выполнение Заявителем транспортной работы с 1 апреля 2010 года по 30 июня 2010 года по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования (пункт 1 контрактов).

При этом, транспортные средства (автобусы), с использованием которых осуществляется транспортное обслуживание по городским муниципальным автобусным маршрутам, заявлены Обществом (в составе льготных транспортных средств) в налоговом расчете по транспортному налогу за 2 квартал 2010 года, наряду с транспортными средствами (по которым не заявлена льгота), сданными в аренду (сублизинг).

Сведений о наличии у Общества транспортных средств (автобусов), с использованием которых Заявителем осуществляются пригородные автомобильные (автобусные) перевозки через систему автовокзалов, автостанций, материалы дела не содержат, информация об указанных транспортных средствах в налоговом расчете за 3 квартал 2010 года не отражена, документы, подтверждающие осуществление пригородных автомобильных перевозок через систему автовокзалов, автостанций Обществом не представлены.

В соответствии с Правилами транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула (далее – Правила транспортного обслуживания населения), являющимися приложением к решению Тульской городской Думы от 25.02.2010 № 86/1785, под муниципальной маршрутной сетью понимается совокупность маршрутов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта общего пользования и их остановочных пунктов, предназначенная для осуществления общественных пассажирских перевозок в границах муниципального образования город Тула.

Из Правил транспортного обслуживания населения не следует, что деятельность организаций по осуществлению внутригородских пассажирских перевозок в границах г. Тулы автомобильным транспортом, оказываемая по маршрутам регулярных перевозок, подлежит осуществлению через систему автовокзалов и автостанций.

В пункте 1.3 Правил транспортного обслуживания населения определено, что паспортом маршрута является комплексный документ, содержащий сведения о пути следования транспортного средства, наличии линейных сооружений, мест остановок, расстояний между ними, состоянии дороги, а также порядке работы транспортных средств на маршруте с момента его открытия, утвержденный уполномоченным органом администрации города Тулы.

Исходя из представленных заявителем паспортов регулярных автобусных маршрутов №№9. 18, 25, 28 следует, что указанные маршруты проходят через остановочный пункт «Автовокзал».

При этом, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» под остановочным пунктом понимается место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Следовательно, остановочный пункт является неотъемлемой частью маршрута, индивидуализирующей конкретный маршрут. При этом, остановочный пункт не связан с деятельностью, осуществляемой через систему автовокзалов и автостанций.

Таким образом, деятельность ООО «ТГТК» по осуществлению перевозки пассажиров через остановочный пункт «Автовокзал» автобусных маршрутов (№№ 9, 18, 25, 28) не может являться основанием для освобождения от уплаты транспортного налога, предусмотренного нормой абз. 15 ч. 1 ст. 8 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге».

Кроме того, анализ вышеуказанных муниципальных контрактов показал, что из 11 муниципальных контрактов Заявителем в качестве подтверждения права на льготу делается ссылка только на те городские автобусные маршруты (№№ 9, 18, 25, 28), которые имеют остановочный пункт «Автовокзал», тогда как транспортные работы выполнялись, в том числе, по городским муниципальным автобусным маршрутам, не имеющим остановочный пункт «Автовокзал»:

муниципальный контракт от 22.03.2010 №381: маршрут пос. Северный - пос. Западный — пос. Угольный;

муниципальный контракт от 22.03.2010 №387: маршрут Областной роддом - пос. Рождественский;

муниципальный контракт от 22.03.2010 №375: маршрут ст. «Металлург» дер. Высокое;

муниципальный контракт от 22.03.2010 №372: маршрут Московский вокзал - п. Михалкове»;

муниципальный контракт от 22.03.2010 №378: маршрут М. Гончары - ОАО «Тулачермет» (верхние прох.);

муниципальный контракт от 22.03.2010 №377: маршрут пос. Горелки - Областной диспансер;

муниципальный контракт от 22.03.2010 №386: маршрут пос. Басово Прудный Мясново 12 проезд.

С доводом заявителя относительно продажи Единого месячного льготного проездного билета через систему автовокзалов и автостанций инспекция также не может согласиться в силу следующего.

Согласно Постановлению Администрации Тульской области от 15.02.2006 №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 №83 на территории Тульской области введен единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для определенных категорий жителей Тульской области.

В целях более полного удовлетворения потребностей населения в реализации социального права на льготный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, обеспечения равных условий по приобретению единых месячных льготных проездных билетов, экономии расходования бюджетных средств Глава Администрации города Тулы Постановил передать с 15.02.2009 МУП «Тулгорэлектротранс» полномочия по реализации на территории города Тулы единых месячных льготных проездных билетов, других видов льготных проездных билетов, талонов на проезд в транспорте общего пользования (Постановление от 04.02.2009 №168).

Реализацию единых месячных льготных проездных билетов ООО «ТГТК» осуществляет только через своего агента МУП «Тулгорэлектротранс».

При этом продажа единых месячных льготных проездных билетов (далее -ЕМЛПБ) осуществляется МУП «Тулгоэлектротранс» самостоятельно, в открытых им пунктах, которые расположены в различных местах (Приложение №1 к пояснениям ИФНС РФ по Пролетарскому району г. Тулы от 21.04.2011 №04-04/05781, приобщенным в материалы дела), среди которых Автовокзал города Тулы и Автостанция Заречье отсутствуют.

Таким образом, интересы Заявителя по продаже ЕМЛПБ на Автовокзале г. Тулы и Автостанции г. Тулы не представлены ни самой организацией, ни иными юридическими лицами.

Из письменного ответа Департамента финансов Тульской области от 12.07.2011г. №24-04-08/1285, полученного в ходе рассмотрения судебного дела А68-1486/11 по аналогичным обстоятельствам, но за другой налоговый период, следует:

В Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» понятия «автовокзал» и «автостанция» не упоминаются, а содержится более общее понятие «объекты транспортной инфраструктуры».

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано определение «автовокзала», как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятия «автостанции» не дано. Между тем, под «автостанцией» также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг.

В соответствии с пунктом 19 раздела II Правил перевозок пассажиров и багажа остановочный пункт размещается на территории автовокзала, если согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1 000 человек в сутки.

В соответствии с приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.

Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.

Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.

Таким образом, автостанции и автовокзалы предназначены для перевозки пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах. Для перевозки пассажиров на городских маршрутах используются депо, линейные станции, сеть пунктов продажи билетной продукции, которые не относятся к определениям «автовокзал» и «автостанция».

Следовательно, письмо Департамента финансов Тульской области от 12.07.2011г. №24-04-08/1285 также подтверждает правомерность позиции инспекции.

По мнению ООО «ТГТК», на примененную им льготу вправе претендовать не все перевозчики, а лишь те, чья деятельность непосредственно связана с удовлетворением именно общественных потребностей в сфере транспорта и имеет ярко выраженную социальную направленность, проявляющуюся как способе организации перевозочного процесса (регулярность, общедоступность), методике ценообразования (утвержденный тариф), так и в создании преимуществ отдельным категориям граждан (предоставление льгот по проезду). В подобных случаях условиях деятельность таких хозяйствующих субъектов не может не являться убыточной, и в связи с чем, они датируются из соответствующих бюджетов.

Указанный факт не оспаривается инспекцией и подтверждается агентскими договорами №36/10 от 31.03.2010, №38/10 от 31.03.2010, согласно которым осуществляется возмещение понесенных убытков, что не имеет отношения к вопросу применения льготы по транспортному налогу.

На основании изложенного, Инспекция ФНС России по Пролетарскому району г. Тулы просила арбитражный суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статьей 8 Закона Тульской области от 28.11.2002г. №343-ЗТО «О транспортном налоге» (далее - Закон от 28.11.2002г. №343-ЗТО) установлены льготы по транспортному налогу.

В силу абзаца 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 №343-ЗТО от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области (по транспортным средствам (кроме такси).

Таким образом, для применения льготы по указанному основанию необходимо наличие одновременно следующих условий:

организация, заявляющая льготу, должна относиться к организациям автомобильного транспорта общего пользования;

работать через систему автовокзалов, автостанций;

перевозить пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области.

Статья 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ установлено, что к перевозкам транспортом общего пользования относятся регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В судебном заседании установлено, что между ООО «ТГТК» и МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы» заключены муниципальные контракты от 22.02.2010 г., 29.03.2010г. и 30.06.2010 г., согласно п. 1.1., 2.1., 2.2. которых, ООО «ТГТК» осуществляет транспортную работу по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования автобусами большой вместимости.

Таким образом, арбитражный суд считает, что заявитель является организацией автомобильного транспорта общего пользования.

В соответствии с Приложением к Постановлению администрации Тульской области от 22.04.20 09 N 254 “Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом“ на проезд пассажиров или провоз одного места багажа в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) установлен тариф в размере 10 рублей за одну поездку.

Согласно п. 3.2.11. вышеуказанных муниципальных контрактов ООО «ТГТК» взимает плату за проезд согласно тарифу, утвержденному Постановлением Администрации Тульской области.

Следовательно, ООО «ТГТК» осуществляет перевозки по действующим тарифам.

Из материалов дела следует, что при осуществлении транспортной работы ООО «ТГТК» оказываются льготы по проезду в соответствии с Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 “О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области“, Постановлением администрации Тульской области от 23.03.2009 N 152 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях...» и Постановлением главы администрации г. Тулы от 20.01.2009 N 83 “О введении месячного проездного талона для учащихся общеобразовательных учреждений на территории города Тулы“.

Предоставляя данные льготы, ООО «ТГТК» через своего агента МУП «Тулгорэлектротранс» получает возмещение убытков из соответствующего бюджета, возникших в результате перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования.

Согласно оспариваемому решению ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы от 14.04.2011г. № 59, основанием для вывода налогового органа о неправомерном заявлении ООО «ТГТК» льготы по транспортному налогу явилось то обстоятельство, что заявитель осуществляет перевозку пассажиров без использования системы автовокзалов, автостанций.

Заявитель в доказательство осуществления им работы через систему автовокзалов и автостанций указывает на то, что на автовокзале в г. Туле (пр. Ленина, д. 94) осуществляется реализация единого месячного льготного проездного билета (далее – ЕМЛПБ), который наделяет определенную категорию граждан правом проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе и на автомобильном, принадлежащим Обществу, в соответствии с Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 “О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области“.

Таким образом, пассажиры, которые воспользовались услугой автовокзала по приобретению билета, при его предъявлении перевозятся автобусами ООО «ТГТК».

Более того, часть регулярных автобусных маршрутов (№№ 9, 18, 25, 28) имеют остановочные пункты «Автовокзал», о чем свидетельствуют утвержденные в установленном порядке паспорта маршрутов.

Данная реализация осуществляется ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» в соответствии с заключенным с Обществом с ограниченной ответственностью «Тулаавтотранс» Агентским договором № 1 от 17.11.2009г. (далее - Договор), действующим и в настоящее время. Согласно п. 1.1. и п. 1.2. Договора ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» обязуется по поручению транспортной организации за вознаграждение от своего имени, но за счет транспортной организации осуществлять продажу населению ЕМЛПБ.

Таким образом, в процессе реализации ЕМЛПБ ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» выступает в качестве агента транспортной организации - ООО «Тулаавтотранс». И основанием для продажи ЕМЛПБ в данном случае выступает агентский Договор.

ЕМЛПБ имеет статус «единого», во-первых, потому, что он, не имея географической привязки, действует на территории всей Тульской области, а не конкретного муниципального образования, на территории которого проживает льготник, а во-вторых, единство билета проявляется в том, что он действителен на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (п. 1 Постановления №83).

Правом на возмещение убытков от его реализации обладают транспортные организации, осуществляющие перевозку как в г. Туле (например, МУП «Тулгорэлектротранс», ООО «ТГТК»), так и на территории всей Тульской области (ООО «Тулаавтотранс»). Но поскольку билет является единым, то ООО «ТГТК» обязано осуществлять перевозку пассажиров, приобретших ЕМЛПБ на автовокзале ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы». Иное толкование не обеспечивало бы равную доступность транспортных услуг для льготных категорий граждан и привело бы к нарушению прав пассажиров.

Таким образом, на автовокзале ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» осуществляется продажа билетов, которые в силу ч. 1 ст. 786 ГК РФ удостоверяют заключение договора перевозки, и действительны на проезд в транспортных средствах, принадлежащих ООО «ТГТК». Отношения сторон в данном случае основываются не на договоре, а возникают в силу закона.

Таким образом, нашло свое подтверждение, что на автовокзале ООО «Автовокзалы и автостанции г. Гулы» «Тула» (пр. Ленина 94 г. Тулы) ООО «Автовокзалы и автостанции г. Гулы» заключает договоры перевозки пассажиров транспортом общего пользования, которые исполняются ООО «ТГТК» при перевозке пассажиров с ЕМЛПБ.

Вышеуказанные обстоятел Ф.И.О. функцией автовокзала, как объекта транспортной инфраструктуры, является продажа билетов, позволяют, обоснованно квалифицировать ООО «ТГТК» как «организацию транспорта, работающую через систему автовокзалов, автостанций.

Оценивая приведенные доводы, суд исходит из следующего.

Из пункта 1 статьи 11 НК РФ следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В абзаце 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 №343-ЗТО, которым установлена льгота для плательщиков транспортного налога, определение понятия «работа через систему автовокзалов, автостанций» отсутствует, как и в действующем законодательстве о налогах и сборах, так и в иных отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Для разъяснения понятия «работа через систему автовокзалов, автостанций», содержащегося в абзаце 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 №343-ЗТО, арбитражным судом при рассмотрении аналогичного дела №А68-1486/11 (2 квартал 2010 г.) был направлен запрос в Департамент финансов Тульской области.

В письменном ответе Департамента финансов Тульской области от 12.07.2011 г. № 24-04-08/1285 указано следующее.

В Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» понятия «автовокзал» и «автостанция» не упонимаются, а содержится более общее понятие «объекты транспортной инфраструктуры».

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» дано определение «автовокзала», как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятия «автостанции» не дано. Между тем, под «автостанцией» также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг.

В соответствии с пунктом 19 раздела II Правил перевозок пассажиров и багажа остановочный пункт размещается на территории автовокзала, если согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа, а общее количество отправляе5мых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1 000 человек в сутки.

В соответствии с приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.

Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.

Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.

Таким образом, автостанции и автовокзалы предназначены для перевозки пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах. Для перевозки пассажиров на городских маршрутах используются депо, линейные станции, сеть пунктов продажи билетной продукции, которые не относятся к определениям «автовокзал» и «автостанция».

Указанные обстоятельства имеют силу преюдиции при рассмотрении настоящего дела на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.

В судебном заседании установлено, что Арбитражным судом Тульской области было рассмотрено дело № А68-1486/11 по заявлению ООО «ТГТК» к ИФНС Росси по Привокзальному району г. Тулы, УФНС России по Тульской области о признании решений от 11.01.2011 г. № 1 и от 24.02.2011 г. № 17-А, соответственно, недействительными.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2011 г. в удовлетворении заявленных ООО «ТГТК» требований отказано. Решение суда вступило в законную силу, постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 г. и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.11.2011 г. Решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

В настоящем деле участвуют те же лица, которые принимали участие и в рассмотрении дела № А68-1486/11.

При таких обстоятельствах вступивший в силу судебный акт по делу А68-1486/11, имеет преюдициальное значение для указанных лиц при рассмотрении настоящего дела.

Из материалов дела следует, что согласно муниципальным контрактам, заключенным заявителем с МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы», ООО «ТГТК» выполняло транспортную работу с 1 апреля 2010 года по 30 сентября 2010 года по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования (пункт 1 контрактов).

В соответствии с Правилами транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула (далее - Правила транспортного обслуживания населения), являющимися приложением к решению Тульской городской Думы от 25.02.2010 №86/1785, под муниципальной маршрутной сетью понимается совокупность маршрутов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта общего пользования и их остановочных пунктов, предназначенная для осуществления общественных пассажирских перевозок в границах муниципального образования город Тула.

Сведений о наличии у ООО «ТГТК» транспортных средств (автобусов), с использованием которых заявителем осуществляются пригородные или междугородные автомобильные (автобусные) перевозки через систему автовокзалов, автостанций, в материалы дела не представлено, информация об указанных транспортных средствах в налоговом расчете за 3 квартал 2010 года не отражена, документы, подтверждающие осуществление пригородных или междугородных автомобильных перевозок через систему автовокзалов, автостанций заявителем не представлены.

Также в деле отсутствуют доказательства наличия договорных отношений по оказанию услуг между заявителем и ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» и ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских станций».

Из изложенного следует, ООО «ТГТК» не работало через систему автовокзалов, автостанций, а следовательно, не доказало выполнение одного из необходимых условий для получения права на льготу.

Арбитражный суд отклоняет доводы заявителя о том, что доказательством осуществления им работы через систему автовокзалов и автостанций является реализация на автовокзале в г. Туле (пр. Ленина, д. 94) единого месячного льготного проездного билета, а также то, что часть регулярных автобусных маршрутов (№№ 9, 18, 25, 28) имеют остановочные пункты «Автовокзал», как необоснованные на основании следующего.

Согласно ч.1 ст.8 Закона от 28.11.2002 № 343-ЗТО от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области (по транспортным средствам(кроме такси).

Таким образом, льгота законодателем предоставлена не по объектам (транспортным средствам), а по субъектному составу, т.е. в данном случае субъектом налоговой льготы является организация в целом, а не принадлежащие ей транспортные средства, часть которых имеет маршрут с остановочным пунктом «Автовокзал».

Следовательно, налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой только в том случае, если он осуществляет пригородные или междугородные автомобильные (автобусные) перевозки.

Поскольку в настоящем случае таких доказательств суду не представлено, то не имеет правового значения то обстоятельство, что часть транспортных средств, используемых заявителем на автобусных маршрутах №№ 9, 18, 25, 28, имеют остановочные пункты «Автовокзал».

Также судом отклоняется довод заявителя о том, что налоговым органом не представлено доказательств не осуществления ООО «ТГ ТК» деятельности по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования через систему автовокзалов и автостанций, в связи с чем, в данном случае подлежит применению п.7 ст.3 НК РФ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.03 №472-О, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики

имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.

Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

Таким образом, именно налогоплательщик, а не налоговый орган должен доказать свое право на применение налоговой льготы.

При этом с учетом анализа норм действующего законодательства арбитражный суд не усматривает оснований для применения положений п.7 ст.3 НК РФ.

Следовательно, заявитель не выполнил условия, предусмотренные Законом от 28.11.2002 №343-ЗТО, и налоговым органом правомерно доначислены заявителю недоимка по транспортному налогу в сумме 187 030 руб., пени в сумме 7 995,54 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части (п.п. 2, 3, 3.1, 3.2, 4 решения).

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных ООО «ТГТК» требований следует отказать.

На основании ст. 110 АПК расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. следует отнести на ООО «ТГТК».

На основании ст. 333.40. НК РФ Обществу с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания» следует возвратить из федерального бюджета РФ излишне уплаченную по платежному поручению № 522 от 12.07.2011 г. госпошлину в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания» требований отказать.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. отнести на Общество с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания».

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Тульская городская транспортная компания» из федерального бюджета РФ излишне уплаченную по платежному поручению № 522 от 12.07.2011 г. госпошлину в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Петрухина.