Арбитражная практика

Об обязании устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение от 17 октября 2011 года № 2-340/2011. Вологодская область.

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Лушин *.*.,

с участием помощника прокурора Вытегорского района Мосенкова *.*.,

представителя ответчика Администрации МО «Город Вытегра» Макарова *.*.,

представителя ответчика ООО «ЖЭК» Лутьева *.*.,

при секретаре Дикаловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вытегорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Вытегра», ООО «ЖЭК» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

Установил:

Прокурор Вытегорского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми заявлениями к Администрации МО «Город Вытегра», ООО «ЖЭК» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование своих требований, что ответчиками ненадлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов из дворовой
помойницы, находящейся во дворе <адрес>, что противоречит ст.2 Федерального Закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также СанПин 42-128-4690-88. В ходе проведенной проверки установлено, что наземная часть дворовой помойницы частично разрушена, является проницаемой для грызунов и насекомых, не имеет решетки для отделения твердых фракций, выгреб переполнен нечистотами и мусором. Просит обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: администрацию МО «Город Вытегра» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать расположенную возле дома дворовую помойницу наземной частью, обеспечить решеткой для отделения твердых фракций и обеспечить непроницаемость наземной части дворовой помойницы для грызунов и насекомых в соответствии с п.2.3.3, п.2.3.5, п.2.3.1, п.2.3.4 СанПин 42-128-4690-88, а так же оборудовать площадку и установить контейнеры в соответствии с требованиями п.2.1.3, п.2.1.4, п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88; ООО «ЖЭК» в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда очистить выгреб дворовой помойницы.

В судебном заседании помощник прокурора Мосенков *.*. отказался от исковых требований в части обязания МО «Город Вытегра» оборудовать площадку и установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, поскольку такие контейнеры установлены. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме. Суду показал, что многоквартирный дом по указанному адресу является неканализированным, дворовая помойница для сбора жидких бытовых отходов не соответствует п.2.3.3, п.2.3.5, п.2.3.1, п.2.3.4 СанПин 42-128-4690-88, сбор и вывоз бытовых отходов не организован администрацией города, выгреб помойницы не очищается управляющей организацией ООО «ЖЭК».

Представитель ответчика Администрации МО «Город Вытегра» Макаров *.*. иск не признал, суду пояснил,
что свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация города выполняет. Для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создано специализированное муниципальное предприятие «Городское коммунальное хозяйство». Контейнеры и контейнерные площадки установлены возле указанного дома. Дворовая помойница, расположенная возле неканализированного многоквартирного дома, не является объектом общественного благоустройства города, является имуществом многоквартирного дома, в связи с чем должна оборудоваться и обслуживаться ООО «ЖЭК», как управляющей данным домом и соседними домами организацией. Признает, что придомовая территория на местности не определена.

Представитель соответчика ООО «ЖЭК» Лутьев *.*. иск не признал, суду пояснил, что ООО является управляющей организацией указанного многоквартирного некатализированного дома и соседних домов, получает плату за содержание и ремонт дома. Очистка выгреба дворовых помойниц не входит в состав обязательных работ по содержанию дома, не включена в тариф. Сбором и вывозом бытовых отходов должна заниматься специализированная организация, с которой жильцы дома вправе заключить соответствующие договоры. Договор между ООО «ЖЭК» и МП «Горкомхоз» на вывоз бытовых отходов не заключен. Предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области об очистке дворовой помойницы возле указанного дома ООО «ЖЭК» не выполнено.

Представитель третьего лица МП «Горкомхоз» с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что МП занимается сбором и вывозом бытовых отходов многоквартирных домов по договорам с жильцами или управляющими организациями. В настоящее время такие договор с ООО «ЖЭК» либо с жильцами указанного дома не заключены. Рядом с домом имеется площадка с контейнерами для сбора твердых бытовых отходов, откуда отходы вывозятся МП «Горкомхоз». Дворовая помойница переполнена.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Вытегорского района подлежат удовлетворению.

В судебном
заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в соответствии с которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе бытовых отходов от многоквартирного жилого дома <адрес> а именно: наземная часть дворовой помойницы, расположенной возле дома, частично разрушена, является проницаемой для грызунов и насекомых, не имеет решетки для отделения твердых фракций, выгреб переполнен нечистотами и мусором. ООО «ЖЭК» является организацией, управляющей указанным многоквартирным неканализированным домом и соседними домами. Придомовая территория на местности не определена. Указанные факты подтверждаются актом обследования технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами, не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения за счет собственных средств. Статья 22 данного Закона устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998
г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Порядок сбора отходов на территории городских и других поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу ст.31 Устава МО «Город Вытегра» администрация города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, и наделена полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов.

В соответствии с п.п.2.3.1, 2.3.3 СанПин 42-128-4690-88 для сбора жидких отходов в неканализованных домах устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и надземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Согласно п.2.3.4 выгреб следует очищать по мере его наполнения, но не реже одного раза в полгода, а согласно п.2.3.5 наземная часть помойниц должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.

Суд считает, что выявленные нарушения представляют значительную опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и потому права жителей г.Вытегры на благоприятную окружающую среду существенно нарушены. Доказательств нахождения помойницы на придомовой территории и вхождения ее в состав общего имущества многоквартирного дома, а так же надлежащего исполнения администрацией города обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования МО «Город Вытегра» суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора к администрации МО «Город Вытегра» с учетом их уточнения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также суд считает обоснованными требования прокурора, заявленные к ООО «ЖЭК»,
являющемуся управляющей организацией и получающей плату с нанимателей и собственников квартир в указанном доме за жилое помещение.

Согласно ст.155 ЖК РФ собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена. Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 октября 2008 г. № 25080-СК/14 услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст.157 ЖК РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положением ст.156 Кодекса.

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа
2006 г. № 491 в соответствии со ст.39 и 156 ЖК РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (п.п.1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Из материалов дела усматривается, что ООО «ЖЭК», наделена полномочиями по управлению вышеуказанным жилым многоквартирным домом и соседними домами, соответственно обязана организовать вывоз бытовых отходов и мусора из дворовых помойниц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Вытегорского района с учетом их уточнения удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Город Вытегра» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать дворовую помойницу, расположенную возле <адрес>, наземной частью и решеткой для отделения твердых фракций, обеспечить непроницаемость наземной части для грызунов и
насекомых в соответствии с требованиями п.2.3.1, 2.3.3, 3.3.4 и 2.3.5 СанПин 42-128-4690-88.

Обязать ООО «ЖЭК» в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда очистить выгреб дворовой помойницы, расположенной возле <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья *.*. Лушин

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 01 ноября 2011 года.