Арбитражная практика

Об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию. Решение от 08 декабря 2011 года №. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего, судьи Поникаровской *.*.

с участием помощника прокурора Терлецкой *.*.

представителя ответчика Поляковой *.*.

представителя 3-его лица Лаптевой *.*.

при секретаре Былиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НЕФТЕЮГАНСКОГО МЕЖРАЙПРОКУРОРА (в защиту неопределенного круга лиц) к АДМИНИСТРАЦИИ города Нефтеюганска о признании бездействия Администрации г. Нефтеюганска незаконным, обязании установления пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «ООШ №12»,

Установил:

Нефтеюганский межрайпрокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска, с иском о признании бездействия Администрации
г. Нефтеюганска незаконным, обязании установления пандусов для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «ООШ №12», мотивируя требования заявления тем, что на учете в УСЗН по г.Нефтеюганску и Нефтеюганскому району состоит 3 119 инвалидов, в том числе дети-инвалиды 284 человека и до настоящего времени в г.Нефтеюганске не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям, школам. Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в МБОУ ООШ № 12 отсутствуют пандусы для инвалидов, чем нарушены их права и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения.

В судебное заседание не явились третьи лица: представители Департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска, Департамента финансов по ХМАО-Югре, привлеченный судом, Думы г.Нефтеюганска, привлеченная прокуратурой. В суд поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, предоставили отзыв на исковое заявление. Дума г. Нефтеюганска просит принять Решение в соответствии с законом, Департамент финансов ХМАО-Югры считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком. МБОУ ООШ № 12 – является юридическим лицом, то есть надлежащим ответчиком по делу и соответственно требование прокурора о признании бездействия Администрации г. Нефтеюганска, считают неправомерным.

С учетом поступивших заявлений и мнения участников процесса, суд Определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Терлецкая *.*. уточнила требования в части обязании Администрации установить пандусы в срок до 31.12.2012 года, в остальной части требования поддержала, обосновывая доводами, изложенными в иске (л.д. 4-7).

Представитель Администрации города Нефтеюганска Полякова *.*., с
требованиями не согласилась, дополнив, что школа построена в 1975 году, реконструкции не проводилось, следовательно, применение требований СНиПа 35-01-2011 и правовых актов на которые ссылается прокурор, недопустимо, возможно лишь только, тогда, когда проводится капитальный ремонт здания. В силу п.3 ст.30 ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет требования доступности зданий и сооружений для инвалидов, для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации инвалидов, использующих кресла-коляски и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и не заполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров и т.д. Заявляя требования, прокурор не представил доказательств технической возможности их установки в соответствии с выше приведенными правовыми нормами: достаточности ширины дверного проема центрального входа в школу; возможности оборудования пандусами лестничных маршей, ведущих на 2-ой и 3-ий этажи и т.п. При отсутствии технической возможности установить пандус и поручни, Решение суда будет неисполнимым. В школе не обучаются дети-инвалиды, использующие кресла-коляски, а также нет родителей и других родственников, использующих кресла-коляски, в связи с чем, нет необходимости в их установке. Акт проверки прокуратуры, не может служить доказательством по делу, так как собственник при проверке не участвовал, прокурор (истец) составлял его сам и является заинтересованным лицом в деле. Школа двухэтажная и Решение, обязывающее установку пандуса не будет отвечать интересам инвалидов, установка пандусов приведет детей в школе к травматизму. С целью исполнения требований федерального законодательства, в соответствии с Постановлением ПРФ от 17.03.2011г. № 175 «О государственной программе РФ» Доступная среда» на 2011-2015 годы»
разработана долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в г. Нефтеюганске на 2012-2015 годы», в рамках которой определен перечень первоочередных объектов, согласованный с Нефтеюганской городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. Согласно которой, пандусы будут установлены в школах № 4,5,6,9,13 до 2015 года. Школы № 12 в этом перечне нет, но в ней, нет необходимости устанавливать пандусы. Денежные средства для установления пандусов в школе № 12, не предусмотрены. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица – директор МБОУ ООШ № 12 – Лаптева *.*., не согласилась с требованиями прокурора, считает, что нет необходимости в установке пандусов, так как детей инвалидов-колясочников, либо их родителей в школе нет. Здание школы построено и введено в эксплуатацию в 1975 году. По проекту школы пандус не был предусмотрен, здание школы не используется для работ избирательных участков. Кроме того, в микрорайоне школы отсутствуют тротуары и подъезды к школе и дети-инвалиды колясочники к школе подъехать не смогут. Доступ круга лиц в школу ограничен: обучающиеся, их родители (законные представители) и работники школы, другие лица допускаются только по предъявлению документа удостоверяющего личность, просила в иске отказать.

Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Нефтеюганского межрайпрокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1.1 Устава МОУ ООШ № 12, школа является бюджетным, гражданским, светским, общеобразовательным учреждением, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно акту проверки Нефтеюганской межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ., в здании МБОУ ООШ № 12, расположенной по адресу: <адрес> отсутствуют пандусы, иные устройства для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и
других маломобильных групп населения (л.д. 8).

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В силу со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие
в связи с Решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 ФЗ № 131 установлено, что в целях решений вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа создает муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.

Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально -культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения, несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. 6.1 Устава МБОУ ОOШ №12 имущество Школы является муниципальной собственностью муниципального образования город Нефтеюганск и находится у школы в оперативном управлении.

В связи с чем, Администрация г. Нефтеюганска является по делу надлежащим ответчиком.

На основании ст. 296 ГК РФ учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого
имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ст. 28 Устава города Нефтеюганска в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает следующими полномочиями в области управления муниципальной собственностью: управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности города Нефтеюганска; принимает Решение об учреждении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

Учитывая вышеизложенное, в полномочия Администрации города Нефтеюганска входит обязанность по оснащению здания МБОУ ООШ № 12 пандусами. Однако ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - от 1995г. об установке пандусов, не исполняется администрацией г. Нефтеюганска, как органом местного самоуправления на протяжении 15 лет. Закон один для всех органов местного самоуправления и требования его обязательны для исполнения. В городе на учете в УСЗН по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району состоит 3 119 инвалидов, в том числе дети-инвалиды 284 человека и до настоящего времени в г. Нефтеюганске не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям, школам.

Принимая во внимание положение Устава школы, Устава Адмнистрации города Нефтеюганска, не выполнение требований ст.15 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», суд находит законными и обоснованными требования Нефтеюганского межрайпрокурора о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации г.Нефтеюганска по неустановлению пандусов в МБОУ ООШ № 12 и возложения обязанности их установки.

Доводы представителя Администрации, что на их установку не заложено средств, не произведена реконструкция школы, не могут быть признаны состоятельными, приняты судом во
внимание и служить основанием для отказа в иске. Требования межрайпрокурора в силу вышеуказанного законодательства законны и обоснованны. Статьей 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено понятие «инвалид». Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Суд находит требования подлежащими удовлетворению, а годичный срок для установки пандусов, заявленный прокурором, приемлемым.

Руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» суд,

Решил:

Заявление Нефтеюганского межрайпрокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска ХМАО-Югры, выраженное в неустановлении пандусов.

Обязать Администрацию города Нефтеюганска ХМАО-Югры обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «ООШ № 12», расположенного по адресу: <адрес> путем установления пандусов до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в срок 10 суток в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы и принесением представления через Нефтеюганский городской суд.

Судья Поникаровская *.*.

Мотивированное Решение составлено 13.12.2011г.

Решение вступило в законную силу «___»_________20__г.